Пианист Филипп Копачевский в рамках проекта "Звезды XXI века"

Концерты
18+



Имя пианиста Филиппа Копачевского в последнее время все чаще появляется на концертных афишах городов России и за рубежом. В «лауреатской копилке» молодого солиста Московской филармонии – Международный конкурс пианистов в Энсхеде (Нидерланды), конкурс Le Muse в Италии, Международный конкурс пианистов имени Шуберта в Дортмунде, Международный конкурс юных пианистов Владимира Крайнева. В 2006 году на конкурсе имени Хосе Итурби в Испании он получил специальный приз Yamaha. На прошлом международном конкурсе Чайковского именно Филиппа Копачевского во всеуслышание назвал своим фаворитом Ван Клиберн. Многие музыкальные критики всерьез называют Копачевского лучшим отечественным пианистом на сегодняшний день. Каждое его выступление будто становится поиском звукового идеала. Удивительное чувство стиля, аристократизм и чувство меры в соединении с горячим темпераментом, - вот что такое игра Копачевского.Последние три года пианист является постоянным участником масштабного проекта Министерства культуры России «Звезды XXI века».
В первом отделении концерта вологжане услышат фортепианные циклы Р. Шумана и М. Равеля.

«Лесные сцены», op. 82, написаны Шуманом в 1848–49 годах. Это были годы последнего взлета творческого гения композитора. В искусстве немецких романтиков Лес играет особую роль - в «зеленом сердце Германии» рождались и росли герои эпоса, он населен таинственными существами и часто является средоточием людского коварства и злого колдовства. В «Лесных сценах» Роберт Шуман продолжает эту романтическую традицию. Торжественно-мистические звучания «Вещей птицы», зловещее «Проклятое место», открыто-жизнерадостная «Охотничья песня» - все необходимые атрибуты романтизма, представляющие реальный и фантастический миры.

Фортепианный цикл, названный Равелем «Благородные и сентиментальные вальсы», создан в 1911 году. Одному из самых элегантных сочинений в истории музыки предпослан эпиграф из романа французского писателя Анри де Ренье «Сладостное и всегда новое удовольствие от бесцельного времяпрепровождения». Роман, повествующий о силе любви, наполнен обращениями к «языку цветов» — когда-то весьма распространенному обычаю «разговаривать» с возлюбленной цветками, каждый из которых имел определенное значение.

Знаменитая балерина Наталья Труханова, услышав цикл, увлеклась идеей создать на его основе балет. Равель сам написал сценарий. Действие балета происходит в доме Аделаиды, где появляется юноша Лоредан с туберозой, означающей признание в страстной любви. Аделаида указывает ему на боярышник, который символизирует надежду. Она уже готова ответить на пылкое чувство юноши, но новый, знатный гость прельщает ее драгоценными дарами. Лоредан уходит в отчаянии, однако Аделаида лишь играет с герцогом. И когда Лоредан возвращается, чтобы умереть у ее ног, красавица роняет перед ним красную розу — знак горячей любви. Под названием «Аделаида, или Язык цветов» балет был поставлен в Париже 22 апреля 1912 года.

Во втором отделении концерта прозвучит одно из самых грандиозных сочинений Листа - знаменитая соната си-минор. Многие музыканты называют это произведение философским романом в звуках. Несмотря на то, что у сонаты нет авторской литературной программы (или, быть может, Лист ее не обнародовал), ее с полным основанием можно назвать «фаустовской». Это как бы набросок симфонии «Фауст», воплощение взволнованной человеческой души, ищущей в действии, в любви, в вере опоры и обретающей их в философской концепции

Вот такую концертную программу, полную мистики, волшебства и романтических загадок предлагает вологжанам московский виртуоз.


Добавьте отзыв!

Отзывы и комментарии