Никита Мндоянц (фортепиано, Москва)

Концерты
18+

Архивное событие 2013 года

В 2013 году

Филармония имени В.А. Гаврилина 8 декабря в 16:00

Вся афиша на сегодня


Программа блестящего пианиста, солиста Московской филармонии Никиты Мндоянца - это собрание шедевров мирового фортепианного репертуара. Первое отделение посвящено одной из наиболее ярких страниц русской фортепианной классики - сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки», написать которую композитора сподвигла печальная история - смерть друга - художника и архитектора Виктора Гартмана.

Собрав все рисунки, акварели, проектные работы, эскизы, Мусоргский организовал выставку творчества В.Гартмана. Так возникла музыкальная «Прогулка» по виртуальной выставке, где перед нами в десяти пьесах проходят разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого, а романтическое, ирреальное уживается с жизненно повседневным, «высокое» с «низким». Например, рисунок Гартмана «Гном» изображал елочную игрушку. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка. Возникает аналогия с нибелунгами, с карликами, живущими глубоко в горных пещерах. Гартман путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать масштаб, художник изобразил на его фоне певца - трубадура с лютней, безнадежность мольбы которого Мусоргский нарисовал звуками в пьесе «Старый замок». Одна из пьес носит странное название «Быдло». Это польская телега на огромных колесах, запряженная волами. И волы - это лишь «аллегорическая фигура»: мы, слушатели, явственно ощущаем опустошающее действие тупого бессмысленного труда. В пьесе «Два еврея, богатый и бедный» Мусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. И здесь эта его способность - передать самую суть характера - проявилась необычайно ярко. Названия музыкальных сюжетов говорят сами за себя: «Балет невылупившихся птенцов», «Ссора детей после игры», «Избушка на курьих ножках». Завершают цикл «Богатырские ворота». Поводом для написания этой пьесы послужил эскиз Гартмана для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время
покушения на него 4 апреля 1866 года.
Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.

Во втором отделении концерта прозвучат произведения Рахманинова и Дебюсси. Этюды-картины Рахманинова, во многом, - последние великие этюды романтической музыки. Эти сочинения - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. Название выбрано не случайно: композитор сам дал такое определение. Он всегда замечал, что получал сильные музыкальные импульсы от зрительных впечатлений. Этюд-картина №2 ля минор «Море и чайки» тесно связан с картиной Беклина «Остров мертвых». Это - некий мёртвый штиль над морем скорби, где широкое пустое пространство прорезают птичьи вскрики. Этюд №4 си минор посвящен теме русской дороги, №6 ля минор вдохновлен сказкой о Красной шапочке и Сером волке. Конечно, Рахманинов лишь мастерски воспользовался внешним типажом детской сказки, чтоб воплотить содержание, рожденное мрачным дыханием современности. Волк пугает беззащитную жертву, она в страхе убегает, а тот преследует ее, совершая страшные прыжки. Этюд-картина №7 до минор - похоронный марш. Начальная тема изображает, по словам композитора, «пение хора, чуть далее подразумевается мелкий дождь, непрестанный и безнадежный». Этюд-картина №9 Ре мажор - многокрасочное полотно, о котором автор говорил, что это сцена на ярмарке с чертами восточного марша.

Пять прелюдий Дебюсси, выбранных пианистом, отличаются яркой образностью. Перед слушателями предстанут пейзаж «Холмы Анакапри», «Затонувший собор», воплощающий сюжет популярной бретонской легенды о древнем городе Ис, некогда поглощенном морем и, по рассказам рыбаков, иногда поднимающемся на заре из волн под далекий перезвон колоколов; танец шекспировского проказника Пека, «Ворота Альгамбры» с их испано-арабским колоритом и ослепительный «Фейерверк», созданный под впечатлением от праздника ко дню взятия Бастилии.




Цена билета: 220 - 280 руб.


Добавьте отзыв!

Отзывы и комментарии