Буря в стакане воды

Спектакли
18+

Архивное событие 2012 года

В 2012 году

«Драмтеатр» 30 июня в 19:00
«Драмтеатр» 1, 2 июля в 19:00

Вся афиша на сегодня


Спектакль Продюсерского центра «Омитра», г. Москва в рамках программы фестиваля "Голоса истории"

Пьеса, конечно же, не является зрелищем для избранного круга историков и политологов – ведь исход войны в итоге решается не мужчинами на полях сражений или в парламентских баталиях, а двумя женщинами: собравших в свои руки все нити власти Герцогиней Мальборо (Лариса Гузеева) и Королевой Анной (Ольга Кабо), которая «царствует, но не правит». Ну, а где женщины, там и любовная интрига – обе дамы претендуют на сердце молодого гвардейца Мешема (Владимир Тимошенко). А тот, в свою очередь, влюблен в простую девушку Абигайль (Элвира Болгова), как выясняется позже – нелюбимую родственницу всесильной Герцогини! Такая интрига может запутать даже бывалых придворных, а на ее завершение повлиять любая мелочь - даже… стакан воды, который, подчас, может обладать большей поражающей силой, чем ружье из известной театральной поговорки.

Вот этот-то «микроскопический» человеческий ракурс большой государственной политики делает пьесу понятной зрителю любой страны, эпохи и любого положения. Ведь за известными историческими личностями можно увидеть сослуживцев, соседей, знакомых, с которыми мы общаемся каждый день. Может быть, именно это послужило причиной запрета пьесы в дореволюционной России – ведь власть в нашей стране всегда придавала себе сакральный характер, который нельзя нарушать? Этому помогает и очень сильный актерский состав, превращающий «Бурю в «Стакане…» в настоящую бурю запоминающихся, живых, ярких характеров.

Герцогиня Мальборо - сильная и холодная женщина, которая у наших современников наверняка получила бы титул «стервы». Ей на первый взгляд, совсем не присущи человеческие слабости, но в итоге именно ради них она ставит на кон все свое политическое влияние.

Королева Анна, которой, казалось бы, «по должности» следует быть неприступной и величественной, предстает романтичным, ранимым, поддающимся влиянию человеком, которому, чтобы обрести себя, нужно приложить чрезвычайные усилия воли.

Сэр Болинброк – на первый взгляд просто коррумпированный сибарит-политик, так знакомый нам с вами. Недаром именно он нарушает иллюзию другого, напоминая зрителям об «отдыхе на Канарах» и «мобильных телефонах», а сама роль досталась Валерию Баринову, сыгравшему немало «сильных мира сего» современной России. И в то же время вдумчивый зритель чувствует, что за этим фасадом кроется человек более сложный и отзывчивый: недаром именно он помог юному Мешему, готовому из-за долгов «утопиться в Темзе», несмотря на то, что тот в это время никоим образом не мог быть ему полезен. И патриотичный: видно, что не только деньги заставляют его энергично добиваться мира.

И конечно же не может оставить зрителей равнодушными актуальная во все эпохи ирония драматурга. Нужно видеть реакцию зала, когда Мешем пытается убедить окружающих и себя самого, что помогает ему вовсе не дама, а друг покойного отца, зачем-то требующий от него не вступать в брак, а Боленброк задумчиво отвечает: «Ну правильно, ведь только друг может посоветовать не жениться».

Но все-таки «Буря в стакане воды» - пьеса историческая. Великолепные костюмы героев и сложные манеры английского этикета приближают нас к давно ушедшей эпохе. А удивительно легкие и, кажется, подобно видению охватывающие пространство сцены декорации, немедленно переносят зрителя из снежной Москвы на туманные берега Темзы.

Наконец, несмотря на фривольный характер пьесы, ее постановщики не стали скатываться в модный ныне «голый натурализм», так что зрители не разочаровались, придя на спектакль даже с детьми-школьниками. Ну, и самое важное подтверждение - мастерская игра актерского состава и замечательный талант режиссера Ольги Анохиной.

Аристотель, говоря о современном ему античном театре, отмечал, что об удачности постановки можно судить по тому, сколько съели зрители во время просмотра. В Новое время появился признак более тонкий – сколько зрителей ушли из зала раньше, чтобы успеть взять вещи из гардероба. В тот январский вечер не было видно ни одного человека, который бы покинул зрительный зал до тех пор, пока актеры находились на сцене. Не это ли явное свидетельство бури чувств, которую подняла в душе каждого «Буря в стакане воды», написанная в другой век, в другой стране и про другую эпоху?!



Михаил НЕЙЖМАКОВ


Добавьте отзыв!

Отзывы и комментарии