30 июня 2010 года. 00:26

Через тернии — в отпуск

Горожане, отправляющиеся на отдых поездом, недовольны работой городского вокзала Чуть ли не каждый череповчанин хотя бы раз в год пользуется услугами железнодорожного вокзала. Как правило, происходит это летом, в сезон отпусков, который сейчас в разгаре. Справляется ли новый вокзал со своими обязанностями? Горожане высказывают жалобы и предложения.
— Девушки, пропустите, пожалуйста, без очереди! Всего один билетик купить. У меня поезд через час отходит, а мне еще за вещами домой ехать. Ну хотите, на колени встану?
— У вас — поезд, а у меня — муж голодный дома, третий час ужина ждет… Ну бог с вами, покупайте свой билетик.
Такие диалоги приходится выслушивать (или вести) всем, кто отправляется в отпуск и покупает билет в кассах череповецкого вокзала. С наступлением сезона отпусков горожане вынуждены выстаивать здесь многочасовые (без преувеличения!) очереди.
В редакцию «Речи» поступило несколько обращений от читателей с жалобами на изнурительные очереди в кассах. Покупать билеты к долгожданному отпуску наши горожане привыкли заранее и за несколько недель до начала вожделенного отдыха направляются на вокзал. Идут после работы, потому что в выходные — дача, загородные поездки. Но направляясь к вокзалу, многие из них не подозревают о том, что оказаться дома им суждено только к девяти­десяти часам вечера.
«Речь» провела эксперимент: после рабочего дня наши корреспонденты отправились в билетную кассу, чтобы на себе испытать все превратности, связанные с покупкой проездного документа.
19.15. Мы на вокзале. Очередь занимает весь «кассовый зал». Работают три окошечка из четырех; к каждому стоит по 15 — 20 человек.
19.45. Мы продвинулись примерно на пять человек. В это время третья касса закрылась на технологический перерыв «перед носом» у троих оставшихся в очереди людей. Покупатели возмущаются, грозят кассиру жалобой. В конце концов она снова открывает кассу и продает им билеты.
20.00. После часа стояния в очереди в душном помещении чувствуем себя как­то нехорошо. Решаем пойти купить водички. Ближайшая торговая точка — магазин на ул. Комсомольской.
20.20. Вернувшись на вокзал, обнаруживаем, что в очереди впереди нас все еще четыре человека. Оказывается, пока нас не было, кассир отходила и вернулась только недавно.
20.30. Следующими в очереди стоят трое курсантов. Они берут сразу по несколько билетов — видимо, для товарищей. Обслуживание будущих офицеров растягивается на полчаса. Люди в очереди бурно обсуждают курсантов, кассира, оборудование кассы: «Понабирают билетов!» — «А эта телится! В соседней очереди все уже прошли, кто с нами пришел!» — «А ты сам посиди здесь целый день!» — «Им там что, компьютеры не поставить?»
21.00. Вслед за курсантами подходит очередь пожилого мужчины, желающего обменять взятые ранее билеты. Процедура сдачи старых и получения новых (их три: на двоих взрослых и ребенка) тоже тянется мучительно долго. Кассир вручную (!) заполняет три квитанции на обмен и поочередно подает их на подпись.
21.20. Очередь доходит до нас.
— Скажите, чтобы там, сзади, в другую очередь переходили, — говорит кассир. — После вас десять минут, и у меня перерыв.
Передаем сообщение в хвост очереди. За нами еще шесть человек; новость встречена бурным негодованием.
Как известно, в любом учреждении, работающем с посетителями, есть свои часы пик — время дня, когда очереди достигают максимума. В некоторых организациях использовали эту закономерность неожиданным образом: например, в ряде банковских отделений появились диаграммы, показывающие часы «минимума» и «максимума» очередей. Конечно, работающим горожанам такой график мало чем поможет, но для тех, кто располагает временем, будет очень полезен.
«Речь» запросила у администрации вокзала данные о пиковых часах в работе вокзальных касс. Скоро мы продолжим вокзальную тему и обязательно опубликуем график. Но уже сейчас, опросив горожан, мы выяснили, что очереди существенно меньше в первой половине дня и двигаются заметно быстрее. Так, в 14 — 15 часов ожидание в очереди не превышает получаса, а то и 15 минут: клиентов гораздо меньше, и кассиры ещё не уставшие.
Почему же в пиковые часы на вокзале работает так мало касс? Ведь по словам начальника вокзала Анатолия Охоткина, летом кассы переходят на новый, более интенсивный режим работы!
Как выяснилось, на самом деле «окошек» больше, но еще три хитро спрятаны на втором этаже вокзала. Информации об этом, равно как и привлекающих внимание указателей, мы не заметили. Большинство пассажиров уверены, что второй этаж вокзала — технический.
Действительно, поднимаясь туда, словно попадаешь в другой мир: чистота, тишина, еще не выветрившийся запах краски… И три знакомых «окошечка». В два часа дня, когда мы наведались туда, к каждой из «нижних» касс стояло по пять­семь покупателей. К «верхней» — всего двое. Между тем это вовсе не вип­касса, купить здесь билеты на любой поезд дальнего следования может каждый горожанин. «Речь» открывает секрет потайной кассы всем читателям: пользуйтесь на здоровье.
Железнодорожные вокзалы в Череповце и в Вологде очень похожи по архитектуре и даже выкрашены в одинаковый зеленый цвет — это замечают все гости области. Недавняя реконструкция нашего вокзала дала череповчанам лишний повод для гордости перед городом­соседом: мол, у нас теперь все лучше и современнее. Однако качество обслуживания, как выясняется, от этого не повысилось. Между тем в областной столице дела обстоят на порядок лучше — в чем мы убедились, попросив нашего вологодского коллегу провести такой же журналистский эксперимент, как наш.
— На вокзал я пришел в восемь часов, — комментирует он. — Сразу отметил, что через час у кассы, к которой я встал, технологический перерыв. Боялся, что моя очередь так и не подойдет. Передо мной было человек пятнадцать: крупная такая очередь, извилистая. Некоторые брали не по одному билету, кто­то советовался с кассиром о выборе маршрута. Но дело двигалось довольно быстро: на оформление документа кассир тратила не более пяти минут. Быстро вбивала что­то в компьютер — и вот уже подходит следующий. В итоге на то, чтобы продвинуться от конца очереди в начало, у меня ушло всего около получаса. Кстати, из шести кассовых «окошек» в это время работали три.
Режим работы касс — не единственное несовершенство в работе вокзала. Горожане, которых мы опросили, высказали еще ряд претензий.
Татьяна:
— До сих пор, насколько я знаю, не работают камеры хранения. Стыдно перед гостями города.
Елена:
— Так и не могут достроить перрон; в результате пассажиры, например, поезда Череповец — Адлер вынуждены затаскивать чемоданы по ступенькам вагонов на высоту собственного роста.
Сергей:
— Нет ни ресторана, ни торговых точек на вокзальной площади и в самом вокзале. Негде элементарной минералки купить, пока ждешь поезда.
Анастасия:
— Очень бюрократизировано все. Пришла покупать билеты; забыла свидетельство о рождении ребенка. Все данные у меня были выписаны, но меня все равно заставили ехать за документом. Забронировать место отказались. В результате купейные места раскупили, остался плацкарт. А у нас двое маленьких детей.
Ирина:
— Как­то раз мне на билете неправильно проставили инициалы. Я сразу не проверила, обнаружила только при посадке. Пришлось переоформлять, едва не опоздала. Почему кассир такую важную процедуру делает вручную? Могли бы оборудование установить, которое сканирует паспорт и выводит данные на билет.

Алена Андреева №117(22771) 30.06.2010

Источник: Газета «Речь»