27 марта 2008 года. 08:59

Объект растущей воровской любви

Череповецкая милиция считает, что похищения сотовых телефонов станут одной из главных криминальных проблем в городе
Более двух десятков изъятых сотовых телефонов с криминальным происхождением — таков итог общегородской акции «Мобильник возвращается домой», которую УВД проводило в Череповце с 4 по 21 марта. «Не скажешь, конечно, что результаты у нас очень хорошие, но мы стараемся работать в этом направлении. Будем постепенно все больше внимания уделять борьбе с преступлениями, связанными с мобильными телефонами», — пообещал на итоговой пресс­конферен­ции начальник уголовного розыска Вячеслав Дунаев.

Как рассказал Вячеслав Дунаев, в УВД создана и уже в течение года работает специальная группа в количестве шести человек, которая занимается раскрытием преступлений, связанных с похищениями мобильных телефонов. Один из главных способов работы — постоянные проверки торговых точек и различных скупок, обычно проводимые дважды в неделю. Все телефоны в магазинах проверяются по специальным базам данных, где содержатся заводские номера IMEI похищенных трубок. Правда, по признанию милиционеров, подобные проверки — не панацея. Как показывает опыт, похищенные в Череповце телефоны очень быстро уходят из города, например, в Санкт­Петербург. Там, в свою очередь, меняется номер IMEI (технические средства позволяют это сделать), и телефон становится «чистым».

Впрочем, так случается не всегда, и зачастую украденные в Череповце телефоны неожиданно всплывают в том же Санкт­Петербурге: «В прошлом году я лично получал шесть посылок с телефонами, которые пропали в Череповце, а потом были обнаружены в других городах. Они нам приходят обычной посылкой по почте», — рассказывает Вяче­слав Дунаев.

В борьбе с «мобильными» преступлениями наработаны две тактики: оперативная работа непосредственно после похищения и ликвидация предпосылок таких преступлений. Что касается первого случая, то несколько лет назад в Вологодской области была куплена специальная машина, которая позволяет с помощью технических средств определять местоположение краденых телефонов. Подробности работы этого оборудования держатся в строгом секрете, однако есть один нюанс: найти пропавший мобильник такая аппаратура может только при условии, что в нем осталась сим­карта законного владельца. Как правило, преступник эту самую сим­карту практически сразу выкидывает.

Когда речь идет о закрытии точек по скупке краденых трубок (наличие которых и является главной предпосылкой «мобильных» преступлений), милиционеры только вздыхают: в большинстве случаев невозможно доказать, что скупщик при приобретении краденого телефона знал о его происхождении. Следовательно, и привлечь такого скупщика к ответственности не получится. Профилактическая работа в связи с этим ведется в основном по официальным и полуофициальным магазинам сотовых телефонов: «Убеждаем, заставляем вести хоть какие­то регист­рационные журналы. Тут ведь кто как подходит: «Евросеть» нам, например, вообще факсом скидывает номера всех телефонов, которые они покупают, чтобы мы знали, какого они происхождения», — объяснил начальник угрозыска.

Операции вроде «Мобильник возвращается домой» милиционеры обещают отныне проводить регулярно. Ведь не секрет, что кражи и грабежи, когда добычей становятся сотовые, в последнее время, по сути, заменили распространенные ранее квартирные кражи (их количество резко снизилось): мобильник и похитить легче, и продать проще, и выгоды больше, нежели от краденого видео­плеера или телевизора.

В ходе акции «Мобильник возвращается домой» проведено 54 рейда по торговым точкам, в ходе которых в 72 магазинах сотрудники милиции проверили более 5,2 тыс. сотовых телефонов; из них 6 трубок изъяты как находящиеся в розыске по уголовным делам. Еще 15 «криминальных» телефонов изъяты у различных скупщиков, известных милиции. За время проведения акции, с 4 по 21 марта, в Череповце совершено 170 преступлений, связанных с сотовыми телефонами, из которых 64 раскрыты. Лидирующие позиции занимают кражи трубок (похищение без применения насилия) и уличные грабежи (с применением силы или угрозами ее применения).

Андрей Ненастьев
№ №55(22218)
Газета "Речь" от 27.03.2008

Источник: Газета «Речь»