6 августа 2010 года. 15:10

Дискуссия о культуре Череповца

На опубликованные в газете «Речь» в прошлую пятницу полемические заметки о состоянии сферы культуры «Является ли Череповец городом, в котором хочется жить?» редакция получила большое количество откликов. Люди звонили, писали, тема активно обсуждается на городском интернет — форуме. Сегодня мы публикуем часть откликов с некоторыми сокращениями. Мы можем превратитьсяв нечитающую нацию.
Человек растет с книгой. Он не идет перед сном к компьютеру и не слушает виртуальную маму. Ребенок предпочитает лежать в кровати и засыпать под звуки родительского голоса. Он любит засыпать под сказку.
Потом его ждут школьные учебники и первые настоящие уроки, уроки классики: Лев Толстой, Федор Достоевский… Причем, школьник их читает в книжном оригинале.
В пору студенчества он просиживает в читальных залах за статьями и изданиями, которых нет даже в Интернете.
Наконец, повзрослев, человек идет в библиотеку за книгой. Просто почитать, просто отдохнуть. Не за электронной книгой, а настоящей. И многие идут именно в библиотеку, а не в магазин. Потому что так выгоднее: меньше платишь — больше читаешь. Потому что там помогут выбрать. Потому что там особый запах, тишина и стеллажи. Бывает, ты в них застреваешь на целый час, открывая одну книгу за другой в поисках той, что захочется взять домой почитать.
Но есть проблема. Чем чаще приходит читатель со своими запросами, тем чаще уходит ни с чем. Почему? Нет последних номеров журналов «Государство и право», «Родина», нет последней книги трилогии Ж. Мессадье, нет Интернета в моем филиале. Читатели не пишут об этом в книгах отзывов и пожеланий. Зачем? Нет — так нет.
Статус библиотеки как вечного источника знаний утрачивается. Книжный храм превращается из информационного родника в «книжный хлам». И по­следствия такой тенденции неутешительные.
Сегодня наши горожане ассоциируют Череповец с металлургией и заводами. Слоган «книга под парусом мечты» забыт и канул в Лету 90­х. А ведь до сих пор эти слова — девиз Центральной детско­юношеской библиотеки. Но дети еще могут проявить активность и сбегать за старой доброй книжкой на абонемент. Чего не скажешь о более взрослых и образованных. У многих эта энергия исчезает уже в отроческие годы. А позже просто нет времени ходить, но самая главная причина — книг недостаточно. Некоторые студенты пятого курса впервые приходят в библиотеку с обходным листком. Другие не знают адреса ЦГБ им. В.В.Верещагина. Третьи заказывают рефераты у сторонних лиц.
Череповчане, может быть, и знают имена Милютина и Башлачева, но лишь имена. Их дела остаются за гранью интересов горожан. Памятник Афанасию и Феодосию на Соборной горке до сих пор многие считают памятником Кириллу и Мефодию. Незнайки и не додумаются узнать об этих людях побольше. А библиотека знает, как это сделать, но зачастую не имеет возможности реализовать свои задумки. Ведь сегодня, чтобы привлечь читателя, нужны особые средства. Интернет, электронные каталоги, близость информации, ее доступность. Но даже в центральной библиотеке ее не найти. Филиалы же могут предложить лишь скуднеющий книжный фонд и частицы электронных ресурсов. И из всего этого библиотекари пытаются выискать зацепки. Эти зацепки превращаются в мероприятия. Но креатив ичезает, если нет поддержки, нет от этого эффекта. Заманивать читателей на старое? В век, когда новость живет лишь час или два?
Безусловно, умные профессионалы и здесь найдут выход. Например, запущенный в центральной библиотеке проект компьютерных курсов для пенсионеров. Бесплатный, надо заметить, проект. Для читателей и библиотекарей. Но по настоящим меркам быть альтруистами — не самое модное занятие. Занятие не для молодых. Уважение к профессии исчезает. Библиотеке нечего предложить молодым специалистам. И они уходят. А вместе с ними уходят энергия, новые идеи, инновации. А значит, уходят и читатели.
P.S. Как часто это бывает, в автобусах слышишь самые интересные вещи. Общественный транспорт — просто кладезь информации. Там обсуждаются самые насущные вопросы горожан. И мне вспоминается разговор двух тинейджеров в автобусе. Они разговаривали о книгах. Один из них высказывал недовольство, что не может найти одно издание. Оно есть в Интернете, но надо заказывать через электронный магазин. Родители не помогут. А значит, надо искать бесплатную компьютерную версию. А другой подросток продолжает: «Я не люблю читать с монитора. Мне проще взять в руки книгу, читать печатный текст на бумаге». Друг вторит ему: «Да и мне тоже». Наконец­то они вспоминают о библиотеке. Но, поразмыслив, считают, что уж там нет точно этой книги. Отбрасывают этот вариант.
Представьте библиотекаря, стоящего за их спинами. Какая его мучит досада: они же правы!
Вот откуда берутся эти 55 процентов молодых, желающих уехать из города. Не все стремятся быть металлургами или инженерами.
В.Громова, молодежный совет МУК «Объединение библиотек»

* * *

Это была команда единомышленников.
Действительно, обидно, что не в Череповец, а в Вологду стремятся сегодня ищущие культурные впечатления люди. Только не надо себя переоценивать. Все­таки у Вологды исторически больше оснований считаться культурной столицей: там больше памятников истории и культуры, создающих особую ауру, больше научной и творческой интеллигенции, а сегодня еще и больше денег. Давайте же объективно оценивать культурные возможности Череповца — это всего лишь одна из жемчужин (далеко не самая заметная) в ожерелье под названием «Вологодчина».
Чем Череповец «круче», так это своими творческими коллективами. Ни одно городское и областное празднество не проходит без участия наших череповецких коллективов. Наши выступали на Красной площади. Череповецким артистам во время их зарубежных гастролей рукоплещут жители Европы, Азии, Америки… Наши теперь становятся областными, это хорошо, значит, растут.
Но давайте вспомним, что эти коллективы (и те, которых уже нет) были сохранены, а некоторые рождены, в лихие 90­е. Тогда в стране тоже был кризис, не хватало средств, закрывались учреждения культуры, автосалоны въезжали в бывшие кинотеатры. В это же самое время система культуры Череповца развивалась. Вокруг управления по делам культуры работала команда единомышленников — руководителей учреждений культуры. Благодаря командной работе и, конечно, поддержке городских властей удалось выстоять и сфере культуры в целом, и каждому учреждению в отдельности. В Череповец за опытом развития культурной сферы приезжали коллеги из других городов.
Что имеем, не храним… Досадно, что наработки тех лет по поводу стратегии развития культуры оказались не востребованы новыми руководителями сферы.
Интересно узнать, какую роль отводят культуре наши теперешние городские руководители и депутаты? Есть опасения, что разработчики стратегических планов и бюджетов недооценивают роль культурных институтов. Культурная жизнь — это не только культурные мероприятия и шоу. Задача культуры — не только веселить людей, но и воспитывать из них образованных граждан. Музеи воспитывают уважение к своей истории. Библиотеки не просто выдают книги, а предоставляют населению доступ к мировым информационным ресурсам. Самодеятельное творчество и народные промыслы дают возможность для творческой самореализации каждому. Культура обучает людей чувствовать, сопереживать, креативно мыслить, наконец. Главный результат деятельности институтов культуры: или общество думающих, ответственных за себя и свою страну граждан, знающих, кто такие Милютин и Столыпин, Северянин и Маяковский, или общество массового потребления пива и чипсов.
Действительно, сложная задача для делящих кусок бюджетного пирога оценить эффективность работы сферы культуры. Культурное творчество — это творчество души. Говорят, рукой художника или поэта пишет сам господь бог. Опасно, когда механически на сферу культуры и образования переносятся подходы, которые используются в сфере материального производства.
На мой взгляд, главным критерием благополучия в системе культуры является наличие ресурса творчества. Культура не должна функционировать. Культура должна творить.
Ольга Бахарева

* * *

Плакать надо по людям (отзывы на форумах Cherepovets.net)

Бедишевка: — Если в городе вечером пойти некуда, значит, здесь нет жизни. И культуры тоже нет. Сейчас в жару, когда жизнь только начинает оживать по вечерам, картинка очень напоминает южные города. Так вот, если там куча кафешек, где можно потанцевать, послушать хорошую музыку, то у нас — огромные толпы молодежи в палатки за пивом. Дело — в СИСТЕМЕ культурной жизни, которая разрушена в Череповце напрочь. Она прорастает из массы самодеятельных коллективов. Где эти самодеятельные коллективы? И беда в том, что НЕКОМУ развитие этой системы в городе было лоббировать. Некому.

bono: — Я бы так вообще закрыл всю эту городскую самодеятельность.

Раиса Захаровна: — Живу в этом городе девятый год. Привыкнуть пришлось, полюбить не смогла. Массовое бескультурие, свалки под окнами собственных квартир, огромные помойки по берегам рек. Сервис ниже плинтуса, цены, как в областных столицах. Центра города нет, им периодически называют просто Индустриальный район. На городские праздники давно не хожу, ничего нового там не увижу.

Гурий Пуппер: — Я бы с огромным удовольствием пришел бы как­нибудь в летнее кафе на берегу реки с семьей, посидел бы, послушал негромкий джаз в живом исполнении, выпил (чуть­чуть) под хорошую закуску… И считал бы, что наличие такого заведения — хороший показатель культурного уровня городских жителей, потому что хор, театр, оркестр, ансамбль — это прекрасно. Это восхитительно. Но если война с попсой не идет каждый день, значит, она проиграна, и все эти замечательные коллективы в городе будут не востребованы.

XAND: — В «Парк Паласе», на веранде, в субботу играл отличный джаз живьем. Соло альтсакс — Андрей Блинчевский и вокал — Юлия Ланская. Бывает джаз в «Даче». Вопрос — в востребованности живого исполнения более серьезной, чем попса, музыки… Надо отметить, что у нас есть кому играть джаз, было бы кому слушать, а так музыкантам приходится ездить в Вологду да в Ярик. В пятницу­субботу­воскресенье, думаю, что в клубе «Харди­Гарди» (не уточнял) в Вологде, прошел фестиваль «Блюз на Веранде», в субботу же на балконе усадьбы Гальских играли «Вестники джаза». Посмотрите, за три дня сколько было живой музыки… а где были слушатели? В «Парк Паласе» почти не хлопали музыкантам, все были заняты содержимым столов и своими беседами…
Red: — В нашем городе уже лет 10 — 15 не хочется жить вообще. Кругом кафе и импровизированные места для пьянки. Бомжи, алканавты, матерящаяся и вечно квасящая молодежь. По ночам под окном ор, бой бутылок. Урны днем с огнем не сыщешь. Выходишь на улицу — в каждом углу мусор и горы бутылок. Причем тут коллективы и музеи, когда такая разруха в головах? Нужно жестко наказывать за любые проступки, за хамство, за все подряд, что приносит вред и значительные неудобства нормальным людям и городу в целом.

Karina Hartz: — А ты поживи, например, в Твери. Или в Ростове. Будешь обожать Череповец.

Smer6: — А может, так всегда у нас было: ходят в спортзалы, читают книги, интересуются серьезной музыкой всегда единицы, а остальным — массовая, так сказать, культура.

Red: — Если вырастить в нашем городе десяток классных коллективов, не занимаясь культурой его жителей и борьбой с анархией, быдлом, безграмотностью и прочим, то лично для меня выглядит жуткой картина хора мальчиков­зайчиков, которыми очень гордятся их родители и на которых глубоко плевать подавляющему большинству остальных горожан, у которых так и останутся интересы на уровне пошляться и побухать.
Плакать нужно не о музеях и коллективах, рыдать нужно по людям.

Спасибо всем, кто откликнулся на мои полемические заметки. Но дискуссия не закрыта. По­прежнему на страницах газеты могут высказаться и те, кто считает, что важнее бюджетные деньги тратить на обустройство городской среды.
На этой неделе правительство области проявило озабоченность состоянием сферы культуры в Череповце, в город приезжала начальник департамента культуры Вологодской области Валентина Рацко. («Речь» писала об этом во вчерашнем номере.) «Ни город, ни область не могут финансово поддерживать все существующие ныне коллективы, на это просто никаких денег не хватит, — объяснила «Речи» свою позицию Валентина Васильевна. — Как бы то ни было, кому­то неприятно слышать, но культура, которая живет на бюджетные деньги, — это в первую очередь услуга населению. И эта услуга должна быть максимально востребована». Предлагаю нашим читателям несколько расширить рамки дискуссии и поразмышлять о том, какая культура нужна Череповцу, а какая не нужна. И давайте не будем плакать о том, что город­то хороший, просто люди в нем плохие. Хороших людей в Череповце тоже немало, и нам всем очень нужно, чтобы в Череповце жилось хорошо.

Елена Бегляк. Мой электронный адрес ev.beglyak@izdom.ru №144(22798) 06.08.2010

Источник: Газета «Речь»