7 июля 2010 года. 09:06

Не сошлись в цене

История о том, как поссорились председатель ТСЖ и арендатор чердачного помещения Товарищества собственников жилья, получая в безраздельное владение свои дома вместе с крышами, стенами, чердаками и прочим общим имуществом, постепенно учатся считать деньги. Помимо вопроса, как сократить расходы, им приходится решать еще один: как заработать дополнительную «копеечку», чтобы было на что ремонтировать дом. Ответ очевиден: за счет аренды того самого общего имущества, хозяевами которого их объявил Жилищный кодекс. Но часто интересы предпринимателей, издавна занимающих какие­то площади в доме, вступают в неразрешимое противоречие с интересами новоиспеченных ТСЖ. Именно такая история произошла в доме на ул. Наседкина, 23. Но на ошибках учатся…
Аренда нежилых помещений в доме является основным источником пополнения общедомовой казны, от содержимого которой зависит степень комфортности проживания собственников. Вполне понятно, что ТСЖ, пустившись в свободное плавание, до последнего бьются за эту «статью доходов», выставляя арендаторам выгодные для себя условия. Арендаторы, что тоже понятно, пытаются отстоять свою выгоду. Переговоры обычно завершаются компромиссом, устраивающим обе стороны. В доме на ул. Наседкина, 23, где полгода назад было создано ТСЖ, компромисса не вышло. Отчего пострадали интересы жителей — по мнению одной стороны. А по мнению другой, они только выиграли.
В семье Елены, проживающей на ул. Наседкина, 23, этим летом возникли непредвиденные расходы. 15 тысяч рублей им пришлось выкроить из семейного бюджета, чтобы не лишиться услуг, без которых они уже не мыслят свой быт, — многоканального телевидения и Интернета. Многие годы они получали эти услуги от компании «Совинтел», узел которой размещался на чердаке их дома.
— Наш дом отключили от кабельного телевидения, потому что, насколько мне известно, председатель ТСЖ и «Совинтел» не смогли договориться о размере арендной платы, — рассказывает Елена. — Нам, конечно, это не особенно понравилось, муж разговаривал с председателем, но вопрос остался нерешенным. Пришлось покупать спутниковую тарелку и подключаться к Интернету через телефон.
— А я считаю, что наш председатель молодец! — высказывается еще один житель дома, Андрей. — Если «Совинтел» не хочет платить за то, что использует наше имущество, зарабатывая на этом деньги, то нечего ему у нас делать. Без кабельного телевидения вполне можно обойтись, а вот ремонтировать дом необходимо. Вы посмотрите, в каком он ужасном состоянии! Деньги от аренды совсем не лишние. Можно найти другого арендатора.
Отключение кабельного телевидения, надо сказать, разделило жителей дома на два лагеря и чуть не рассорило их с председателем ТСЖ, которого они сами же выбрали большинством голосов и которому поручили наводить порядок в доме. Он и наводит. А насколько успешно — каждая сторона оценивает по­своему.
Выслушивая позицию компании­арендатора, жители с коммерче­ской жилкой ей в большой степени сочувствуют, считая, что председатель чересчур перегнул палку. А доводы арендатор приводит следующие.
— На этом доме оборудован один из наших узлов, и через него проходят кабели на другие дома, поэтому с точки зрения обеспечения населения услугой эта точка для нас очень важна, — рассказывает Александр СЕНАТОРОВ, начальник отдела эксплуатации фиксированных сетей ООО «СЦС Совинтел». — Мы арендуем чердачные помещения с самого момента постройки дома, то есть с 1999 года. Но с начала этого года, после создания ТСЖ, председатель стал требовать за аренду немыслимые суммы. Мол, мы здесь хозяева — нам и ставить условия. Мы все понимаем: жилищная реформа поставила всех в новые условия, жители теперь собственным кошельком отвечают за благополучие своих домов, поэтому нужно хвататься за любую возможность получить дополнительный доход. Но нельзя же до такой степени раздувать свои аппетиты. У нас ведь тоже есть определенные обязательства перед акционерами и перед компанией в целом. Имеются лимиты по арендной плате, которые экономически просчитаны и превысить которые мы просто не можем. Мы вели переговоры и с председателем ТСЖ, и с жильцами, чтобы найти выход, выгодный для обеих сторон. Но ситуация зашла в тупик. Председатель ни в какую не пошел на уступки. При этом обвинил нас в том, что мы воруем у них электричество. Эти обвинения беспочвенны. За всю потребляемую мощность мы платим стопроцентно, у нас заключен отдельный договор на электроснабжение с «Электросетью». В общем, мы были вынуждены уйти с этого дома, проложить кабели обходными путями. В итоге 63 квартиры, которые были нашими абонентами, остались без кабельного телевидения. И ведь такая история в городе может повториться, и не только с нашей компанией, но и с другими арендаторами, если товарищества собственников жилья не научатся соизмерять свои аппетиты с возможностями арендаторов.
Председатель ТСЖ и жители из числа его сторонников не менее твердо убеждены в своей правоте.
— Мы в первую очередь заботимся о сохранности общего имущества и безопасности проживания жителей, — говорит Евгений КРУШИНСКИЙ, председатель ТСЖ. — После создания ТСЖ мы первым делом обошли весь дом, чтобы оценить его состояние. Единственное наше имущество, которое мы можем сдавать в аренду, — это технические этажи и крыша. До сих пор эти площади арендовали семь организаций. И в каком ужасном состоянии теперь пребывают крыша и чердак! Чтобы навести порядок, мы в прошлом декабре направили всем арендаторам уведомления о создании ТСЖ с требованием в срок до 31­го числа освободить площади либо заключить с нами договор на использование общего имущества. Для этого мы просили их предоставить в адрес правления проект размещения оборудования, согласованный с надзорными органами. А если он отсутствует — получить технические условия и заказать проект в организации, имеющей соответствующую лицензию. Эти требования — вовсе не прихоть: чтобы быть безопасным для жителей, оборудование должно быть установлено по правилам. В итоге часть организаций демонтировали свои установки; с двумя компаниями, которые пожелали остаться, мы заключили новые договоры аренды. А вот «Совинтел» не захотел вступить с нами в диалог. Мы рассчитали арендную плату исходя из сложившихся в городе ставок для сотовых операторов. Но мы готовы были пойти на уступки, если бы «Совинтел» представил нам обоснованные расчеты. Но они просто не пожелали этого сделать. И просьбу представить проект установки оборудования тоже проигнорировали. А беспокоиться есть о чем: когда от дома во все стороны отходят 14 тяжелых кабелей, при этом крепятся они не по правилам, а стены просверлены многочисленными дырами, это, согласитесь, чревато. Кроме того, в марте мы пытались выяснить, почему на доме большой перерасход электроэнергии, и обнаружили, что кабель «Совинтела» подключен к нашему распределительному электрощитку. В течение нескольких месяцев, получается, жители дома платили за потребленное их оборудованием электричество. Кабель мы, конечно, отрезали. И что сделал «Совинтел»? Они в отместку отрезали кабель, по которому поступали сигналы к абонентам из числа жителей нашего дома. Разве это деловой подход? Зачем, снимая оборудование с нашего дома, лишать услуги своих абонентов, живущих здесь? Люди­то тут при чем? Неужели нельзя было, как это всегда делается, протянуть к дому один кабель — ведь за это никто не стал бы брать с них деньги?.. Хотелось бы, чтобы коммерческие организации поняли, что собственники жилья больше не позволят им задаром пользоваться своим имуществом. Не надо смотреть на ТСЖ как на нечто аморфное. ТСЖ — это юридическая организация, полноправный хозяйствующий субъект, с интересами которого нужно считаться.
* * *
Вот такая история — как представляется, довольно поучительная. Полезный опыт из нее могут извлечь для себя и жители, намеревающиеся создать ТСЖ, и коммерческие организации, которым предстоит находить общий язык с новоиспеченными арендодателями. На чужих ошибках тоже учатся.

ТАТЬЯНА ТИХОНОВА №122(22776) 07.07.2010

Источник: Газета «Речь»