24 июня 2010 года. 08:40

Как находят лазейки для нарушений в процедуре ЕГЭ?

Этот вопрос вызывает недоумение в департа­менте образования Вологодской области Как отмечают в Рособрнадзоре, количество обращений по поводу нарушений процедуры ЕГЭ по сравнению с прошлым годом увеличилось. Чаще всего сообщают о фактах помощи ученикам со стороны учителей или посторонних лиц либо о том, что варианты тестов заранее появляются на сайтах в Интернете. Череповецкие выпускники подали несколько апелляций — по результатам экзаменов. Отмечаются ли у нас в городе и области нарушения процедуры ЕГЭ?
Каждый год экзаменационная кампания в России сопровождается скандалами, связанными с коррупцией и прочими нарушениями процедуры ЕГЭ. В этом году случаев крупных нарушений намного больше — в Рособрнадзоре считают, что повысилась выявляемость. Так, на сегодня самым громким стал инцидент в Ростовской области — порядка 30 учителей решали задания за учеников. Виновные найдены и наказаны, но выявление подобных случаев про­должается. Имеет ли место что­то подобное в Череповце?
Что касается процедуры экзаменов, то в Череповце ни одного недовольного не нашлось. На сегодня наши выпускники подали несколько апелляций по результатам экзаменов. Означает ли это, что нарушений у нас не было — или, может, их не заметили? На этот вопрос нам ответила заместитель начальника управления образования Наталья Стрижова:
— То, что произошло в Ростовской области, — практически невозможно понять: как контрольно­измерительные материалы попали в отдельное помещение, которое не является пунктом проведения экзамена? Ведь столько людей контролирует этот процесс! КИМы теперь привозятся к нам даже не накануне, а в день экзамена, специальным транспортом и со специальным уполномоченным, они запечатаны, опломбированы. Все материалы передаются уполномоченному ГЭК, после чего они пересчитываются. Уполномоченный передает эти пакеты директору школы, они закрываются в сейф. Затем материалы передаются руководителю пункта проведения экзамена. При этом никто не знает, кто в какой аудитории. Далее каждый организатор получает пакет, и ребенок сам вскрывает упаковку КИМов. Процедура очень сложна и контролируется на каждом этапе. Есть представители УВД, у всех пропуска — посторонний не может попасть в пункт проведения экзамена.
По словам Натальи Влади­славовны, отмечен единственный прецедент, когда ребенка удалили из аудитории: мальчик в паспорте написал карандашом несколько формул по математике. Позже ему разрешили пересдать экзамен в резервный день. Еще один случай — у девушки на выходе обнаружили мобильный телефон, но она отделалась объяснительной.
Что касается области в целом, то были апелляции по процедуре — но в первую очередь это жалобы на технические неполадки (так, на ЕГЭ по английскому в одном из районов не могли нормально прослушать запись для аудирования). В остальном — так же, как и в Череповце, чиновники считают вышеописанные нарушения практически невозможными.
— Слишком много наблюдателей, руководителей, контролирующих кадров. Это очень четкая организация, в ней нет лазеек. Очень важную роль играют общественные наблюдатели, которые проходили специальные курсы, — считает Елена Палина, пресс­секретарь департамента образования области.
Как отмечают в Рособрнадзоре, количество обращений по поводу нарушений, связанных с ЕГЭ, увеличилось по сравнению с прошлым годом. Чаще всего сообщают о фактах помощи ученикам со стороны учителей или посторонних лиц либо о том, что варианты тестов заранее появляются на сайтах в Интернете.
Так, 31 мая, во время сдачи ЕГЭ по русскому языку поступили звонки из Ростовской области о том, что учителя русского языка и литературы средних школ Морозовска решают ЕГЭ для учеников. Следователи в заявленном месте обнаружили несколько десятков учителей, учебную литературу и методические пособия по русскому языку, а также ксерокопии контрольно­измерительных материалов, имеющих порядковые номера и штрих­коды, являющихся экзаменационными заданиями ЕГЭ по русскому языку. Из­за инцидента были уволены уполномоченный государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и организаторы экзамена на пункте приема ЕГЭ в Морозовском районе.
В Володарском районе Астраханской области 7 июня во время сдачи экзамена по математике был вскрыт похожий случай. В настоящее время устанавливается, каким образом учитель получил копии заданий.
В Воронежской области выявили целую преступную группу: учителя решали задания ЕГЭ за учеников, требуя за свои услуги по 25 тысяч рублей.
Это только самые громкие из экзаменационных скандалов.

Елена СРАПЯН №113(22767) 24.06.2010

Источник: Газета «Речь»