10 июня 2010 года. 09:15

«Не представляю, как бы сложилась моя жизнь без «Северстали»

Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную 55­летию ЧерМК ОАО «Северсталь». Череповец известен в России, в мире в первую очередь как город металлургов. Для многих череповчан комбинат стал не просто местом работы, а судьбой. С ним связаны будни и праздники, яркие события в жизни, для многих история семьи тесно переплелась с историей предприятия. Своим собеседникам мы задавали один вопрос: «Что значит для вас комбинат?» Александр АФАНАСЬЕВ, председатель профкома ОАО «Северсталь»:
— Комбинат для меня — одно из главных в жизни, наверное, второй дом. Огромная часть моей жизни, последние тридцать лет, связана с предприятием, с людьми, которые здесь работают. В основном, конечно, это коксохимпроизводство (Александр Сергеевич возглавлял КХП с 1990 по 2003 гг. — авт.). В последние годы можно говорить о более широком круге людей, с которыми ежедневно общаешься. Думаю, профкому ОАО «Северсталь» удается выстраивать систему социальной защиты работников путем переговоров, внесения изменений в коллективный договор. Мы не переходим грань — ни профсоюз, ни администрация. Найти компромиссное решение всегда возможно.
Попал я на комбинат просто, как большинство нынешних руководителей, — в 1976 году после института приехал в Череповец по распределению. Окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета (теперь это технологический университет) по специальности «Инженер­химик­технолог». А в 1975 году был в Череповце на практике. Нет, выбор имелся: можно было уехать в Липецк, на Алтай. Но я выбрал Череповец, чтобы быть поближе к Ленинграду, где училась тогда моя будущая жена. А родился я в Таллине (Эстония), окончил среднюю школу в Новгородской области (г. Окуловка). Череповец, конечно, стал родным домом, как и предприятие. Здесь прошли главная часть жизни, период становления, родились дети.
За эти годы изменилось многое, но то, что было в Череповце всегда — люди, доброжелательные, трудолюбивые. На коксохиме коллектив замечательный, а руководители, на мой взгляд, идеальные. Приходишь и чувствуешь себя комфортно на работе — со всеми открыто, честно, без страха.
Коксохим — сложное производство, в ту пору в нем трудились более 3000 человек. Традиции были, они и сейчас сохранились. Главное заключалось в том, что мы жили и работали как одна семья. Это не новые вещи: атмосфера семьи — когда внутренние коммуникации выстроены на условиях равноправия, честности по отношению друг к другу — помогает достигать хороших и стабильных результатов. На коксохиме сильны традиции династий. Отцы приводят детей, затем на комбинат идут работать внуки.
Особенно мне помнятся первые годы работы. Мы очень часто зимой бригадой выезжали в Городище — в лыжные походы.
Развито было на производстве шефство. Я был шефом у первоклашек и второклашек 20­й школы. Как по расписанию, каждую неделю в свободное время (а работал я по сменам) ходил в школу. Организовал там футбольную секцию. Мальчишки гоняли мяч — будь здоров. И не я один, многие так делали. Никто тогда не думал про то, что свое время тратишь, что кто­то тебе за это что­то даст. Это были наши дети.
Жил в общежитии на ул. Металлур­гов, 10. Сначала было койко­место, через год жена приехала, мы жили на 9 метрах на ул. Мира, 27, — были довольны и счастливы. Жена пошла на комбинат работать (в лабораторию коксохима), потом дочь родилась, комнату побольше дали, а через три года и квартиру.
Мне кажется, на «Северстали» остаются только те, кто не боится трудностей, ставит перед собой серьезные цели. В коллективе таких людей всегда интересно работать, жить. А вообще, в жизни я руководствуюсь принципом: у человека должны быть близкие, друзья, те, кому ты доверяешь, кто готов прийти тебе на помощь и кому ты готов всегда помочь.

Татьяна Ковачева №104(22758) 10.06.2010

Источник: Газета «Речь»