8 июня 2010 года. 13:24

Дмитрий Афанасьев: «Существенные перемены в ЧГУ начнутся с 2011 года»

Новый ректор череповецкого университета рассказал «Речи» о перспективах вуза Выборы ректора ЧГУ состоялись в переломный для вуза момент — экономический и демографический кризисы, многочисленные смены стратегии развития высшей школы в России, сокращение вузов… Ситуация складывается достаточно сложная — и разрешить ее предстоит пришедшему на пост ректора Дмитрию Афанасьеву. Мы расспросили его о перспективах развития университета.
— Сегодня много говорится об инновациях. Реально ли заниматься на серьезном уровне наукой и бизнесом в региональном вузе? Каким образом университетские научные исследования должны финансироваться?
— Во­первых, надо подчеркнуть разницу между наукой и инновациями. Наука — это результат фундаментальных и прикладных исследований, а инновация — это процесс коммерциализации и внедрения этих результатов. С точки зрения науки в ЧГУ много заделов, исследований, есть патенты, в структуре университета есть НИИ, несколько перспективных лабораторий: оптоэлектроника, робототехника, лазерные технологии. Есть научные школы технических, гуманитарных и педагогических наук. Поэтому нам необходимо заняться непосредственно инновациями — построить систему превращения результатов научной деятельности в коммерческий продукт.
Есть несколько способов продвижения научного продукта. Первый — непосредственная работа с клиентом. Примеры уже есть. Например, у нас подготовлена программа научно­технического сотрудничества с ЧерМК на 9 совместных проектов. Но клиент чаще готов платить за конкретный результат, а не за исследования. Поэтому во всем мире существует система превращения научного результата в инновационный продукт. Первую стадию (научные разработки) мы финансируем за счет собственных средств, госсредств, грантов. Вторая стадия — превращение разработок непосредственно в продукт — проходит тремя путями.
Один из них — это венчурные фонды, которые финансируют создание инновационного продукта. Другой вариант — сеть трансфера технологий, при котором мы широко заявляем о своих разработках, а уже ими интересуются сторонние инвесторы. И третий вариант — когда мы занимаемся доводкой продукта вместе с соинвесторами: это создание малых предприятий.
— Есть ли у ЧГУ конкурентные преимущества перед другими вузами Вологодской области, Северо­Запада?
— Конечно есть. Если говорить о Вологодчине, то ЧГУ — единственный в области классический университет, крупнейший государственный вуз с большим количеством бюджетных мест. У нас есть специальности, которых нет не только в других вузах нашей области, но и в соседних регионах. В прошлом году 44 % бюджетных мест заняли приезжие студенты. Мы ограничены только одним — количеством мест в общежитиях, и эту проблему мы планируем решить в ближайшее время. Уже есть решение города о передаче конкретного здания под общежитие ЧГУ, есть проект строительства нового общежития. И в случае увеличения количества мест мы сможем осуществить давние планы — работать не только с иногородними, но и с иностранными студентами.
Что касается основных конкурентов в борьбе за абитуриентов, то после Санкт­Петербурга это в первую очередь регионы, где есть медицинские вузы. В Вологодской области пять медучилищ и ни одного медицинского вуза. Кроме того, в ЧГУ нет юри­дического направления.
— Возможно, в таком случае стоит открыть соответствующие факультеты в ЧГУ?
— В России есть опыт создания медицинских факультетов на базе университетов, к тому же в городе дефицит медицинских кадров. При совместном участии города, области и медицинской общественности можно пойти на открытие такой специальности, хотя это и дорогое удовольствие. А вот юридическим направлением пока заниматься не планируем — эта специальность представлена в филиалах других вузов на территории нашего города и области. В ближайшие годы будем развивать сервисные направления, дизайн, туризм, коммуникации, может быть, архитектуру…
— Есть ли в ЧГУ проблема кадров?
— Если брать ЧГУ в целом, то у нас сбалансированная кадровая ситуация — и по опыту, и по возрасту, и по умениям. Есть преемственность. За последние годы оживился интерес молодежи к науке, хороший набор в аспирантуру. В свою очередь, мы планируем поддерживать молодых ученых, в том числе и с помощью специальных программ. Необходимо повышать уровень оплаты труда — в среднем по университету он недостаточен по сравнению с городскими зарплатами. Что касается новых специалистов из других регионов, то здесь опять возникает проблема предоставления жилья.
— На выборах студенты поднимали вопрос низкого уровня студенческого самоуправления. Планируете ли что­то предпринимать по этому поводу?
— У многих институтов и факультетов есть замечательный опыт развития самоуправления. Но проблема в том, что нет интеграции на уровне университета, очень часто отличные инициативы, которые рождаются в одном институте, не доходят до других. Нет обмена опытом, нет сквозной единой системы. И мы ее хотим создать, в том числе это будет система управления карьерой студента, от поступления до трудоустройства. Будет развиваться школа лидеров: и научные, и спортивные, и творческие направления. Это все, что мы можем сделать, — дальше дело за студентами.
— Один из принципов классического университета — университет­ская автономия. Насколько она сегодня возможна? Не к этой ли автономии нас подталкивает федерация?
— Да, юридически автономию мы имеем. Но на деле она очень ограничена: и ректора утверждают в министерстве, и стандарты образовательных программ мы получаем сверху. Но с другой стороны, государство действительно толкает вузы в рынок — сокращается бюджетное финансирование. Поэтому мы должны научиться зарабатывать больше на наших образовательных, научных, консультационных услугах. Это нормальная бизнес­задача. В связи с новым законом о бюджетных организациях мы можем получить большую свободу в распоряжении бюджетными деньгами. Сейчас у нас жесткая сметная система, и сэкономленные в одной сфере средства мы не можем направить в другую. Теперь предполагается, что вуз будет получать субсидию, но четких механизмов пока нет, и условия до конца не понятны.
— Не произойдет ли оттока студентов из­за уменьшения количества бюджетных мест? Насколько платное образование в ЧГУ дороже или дешевле, чем в других вузах области?
— Основная причина уменьшения числа студентов — это демография. И поступить стало не сложнее, а проще — общий конкурс падает. Что касается платных услуг, то мы удерживаем стоимость обучения на уровне прошлого года, кроме того, мы фиксируем плату на все время обучения.
— Как вы оцениваете образовательные программы ЧГУ? До какой степени современный вуз самостоятелен в определении и развитии стандартов содержания образования?
— Сейчас государство спускает свои требования сверху в виде стандартов образовательных программ, мы можем комплектовать сами региональный (вузовский) компонент. Но со следующего года мы переходим на двухуровневую систему обучения и на госстандарты нового поколения. И в новых стандартах возможности вуза намного шире. Но эта вариативность должна отвечать не столько желаниям вуза, сколько запросам работодателя. Именно работодатель должен сказать вузу, какими компетенциями должен обладать выпускник, а от нас требуется переложить их в образовательную программу.

Елена СРАПЯН №102(22756) 08.06.2010

Источник: Газета «Речь»