2 июня 2010 года. 15:26
Пришла пора бронзоветь
Череповец отметил 50летие со дня рождения Александра Башлачева четырехчасовым концертом По аналогии с череповецким вечером, носившим название «Сашин день», вся прошлая неделя в России и за ее пределами может смело называться «Сашиной». Крупнейшая поисковая интернетсистема «Яндекс» сделала 27 мая днем Башлачева, каждые полчаса меняя в своей «шапке» фотографии и цитаты из произведений поэта. Доселе такой чести удостаивались исключительно классики. О юбилее череповчанина упомянули на своих страницах большинство крупных российских изданий, информация о Башлачеве и череповецком концерте прозвучала в эфире авторитетнейшей британской радиостанции BBС. Родина после 20летнего молчания провела в день рождения поэта большой сборный концертфестиваль.
Юбилейный концертфестиваль к 50летию со дня рождения поэта и музыканта Александра Башлачева на родине барда, в Череповце, перерос в настоящую дискуссию о месте большого поэта в сегодняшнем мире тотального шоубизнеса. За пару часов до концерта открылась прессконференция для хэдлайнеров фестиваля, которая сама собой переродилась в круглый стол с попыткой определить, как и где стоит разворачивать хоругви главного «святого» русского рока — потихому, в библиотеке, или погромкому, в СК «Олимпийский».
Жизнь и творчество Александра Башлачева, 22 года назад выбросившегося из окна, пожалуй, впервые удостоились подобной конференции, пусть и спонтанной. Впрочем, по словам одного из ее участников, Юрия Шевчука, кухонные столы и поминальные застолья по поводу СашБаша проводились еще тогда, в конце 80х. На них цвет русского рока решил не делать из погибшего друга гламурного героя. Теперь ратует за изучение поэзии Башлачева в школе, памятники и документальные фильмы на центральных телеканалах.
На прессконференции участников и гостей концерта распределили по своеобразной иерархии: Юрий Шевчук в центре, культуролог и эксмузыкант «Звуков Му» Александр Липницкий и лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин рядышком, а рокпевец Юрий Наумов, рокжурналист Андрей Бурлака и питерский музыкант Михаил Башаков в некотором отдалении. Впрочем, жарким спорам это не помешало. За столом выяснилось, что почти каждый из них сейчас чтонибудь «мастерит» в память об Александре Башлачеве: Липницкий делает программы на радио и помогает переиздавать альбомы в улучшенном качестве, Ревякин записывает диск, где звезды рока поют песни Башлачева (прямо в прессцентре он отчитал Шевчука за то, что затягивает сроки с записью своей песни), а лидер «ДДТ» волейневолей помогает писать книги о Башлачеве. «Ко мне этой весной обратились пятьшесть писателей и не один десяток журналистов с просьбой рассказать о Саше, — говорит он. — То есть вспомнить старые мифы и присочинить новые. Знаете, когда Александра не стало, мы собрались нашей роктусовкой, обсудили это дело и решили не раздувать его смерть, не устраивать рев по всей стране с большими концертами памяти. Почему? Не хотелось превращать его в гламурного героя с расписанными стенами и прочее. Может быть, коллеги со мной не согласятся, но мне кажется, что вышло все очень удачно: Саша остался Сашей, он никуда не исчез, но и в глянце не утонул. Время прошло, и теперь оно само требует Башлачева — с каждым годом его мощь и гений проступают более явно. К счастью, и в Череповце это начинают понимать. Уверен, что со временем Башлачев для родного города станет как Есенин для Рязани. А памятник и музей здесь обязательно будут. Ребята, не нужно только второпях и впопыхах. То, что мы здесь сегодня собрались, — это тоже веление времени, и это здорово».
Присутствующий на прессконференции заместитель мэра Череповца Денис Зайцев рассказал собравшимся о наличии в городе небольшого музея поэта при одной из библиотек и о планах относительно бронзового изваяния, которые находятся в стадии обсуждения на общественных советах и публичных слушаниях. Мнение горожан разделилось: одни считают, что никакого увековечения Башлачеву не нужно и что трудового города его непростая, а местами и не совсем цензурная поэзия не прославит. Другие уверены, что отделаться бюстом или мемориальной доской — неблагодарно и неумно: такой человек, как Башлачев, требует «полного пакета» с большим памятником, площадью или хотя бы сквериком и наименованием улицы.
За круглым столом так и не смогли сговориться, в каком именно качестве икона русского рока должен присутствовать в сегодняшнем культурном пространстве. Все согласились, что помпа и Башлачев вместе не смотрятся, поскольку поэт сам чурался шумихи. Но с тем же единодушием музыканты обиделись на невнимание федеральных телеканалов к 50летию СашБаша. Череповцу посоветовали хвататься за громкое имя, которое при желании может изменить имидж города и его позиционирование. Наиболее конкретное предложение прозвучало из уст Юрия Наумова. «Нам в свое время было в известной степени проще пробиться к слушателю: система андеграунда существовала еще со времен молодого Окуджавы, — сказал музыкант, не один десяток лет проживающий в НьюЙорке. — Если тебе было что сказать, тебя запишут и распространят, и книжку со стихами выпустят самиздатом. Сейчас хотя и появились Интернет и множество других технических новинок, молодым ребятам сложнее быть услышанными. Самое лучшее, что можно придумать, — прикрыть их великим именем, создать фестиваль или записывать альбомы. И Башлачев как никто другой подходит на эту роль». В довершение все участники беседы выразили готовность по мере сил откликаться на проекты с родины Александра Башлачева.
Сцена концертафестиваля «Сашин день», продолжавшегося почти четыре часа, напоминала музыкальный магазин. На ней «толпилось» собрание разнородных инструментов от скрипки до стиральной доски — похоже было на то, как в театре представляют многоквартирный дом, «стенки» зрители должны были вообразить самостоятельно. В течение без малого четырех часов к микрофону выходили исполнители самого разного уровня, стиля, прописки, возраста и пола. Почти каждый «с порога» упоминал о временном регламенте, который мешает сказать о Башлачеве глубже и подробнее, и странном зове, который они услышали, впервые познакомившись с творчеством поэта. Исполняя песни Башлачева, гости фестиваля словами юбиляра яростно протестовали против отсутствия свободы творчества и постоянной угрозы за сочиненный стих попасть в тюрьму или дурдом. Когда же произведения СашБаша сменялись собственным творчеством исполнителей, протест приобретал иные объекты — певцовфонограммщиков, нечистых на руку политиков и телешоу «Дом2» и «Фабрика звезд».
Местные музыканты не ударили в грязь лицом перед именитыми коллегами. Возрожденный на четверть часа «Роксентябрь» со своим старинным репертуаром принес немало положительных эмоций тем, кто оттаптывал каблуки на танцплощадках в 80х годах. А череповецкий музыкант и известный ведущий радионовостей Яков Шумов вывел на сцену настоящий военный оркестр института радиоэлектроники. Юрий Шевчук, как и обещал, исполнил несколько песен, сочиненных на заре творчества.
Сергей Виноградов №98(22752) 02.06.2010
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→