12 апреля 2010 года. 12:08

«Газпром» рискует испариться

Плюсы суперконцерна могут превратиться в минусы Замглавы Минприроды Сергей Донской заявил, что перенос сроков освоения Штокмановского месторождения закрывает для «Газпрома» рынок США. По мнению чиновника, дальнейшее затягивание освоения Штокмана может привести и к потере позиций концерна на газовом рынке Европы, который сейчас стремительно меняется из­за избытка предложения газа.
Еще пару лет назад подобная критика в адрес россий­ского «национального достояния» была немыслима. Ведь в 2008 году руководство «Газ­прома» обещало увеличить капитализацию концерна до триллиона долларов, а председатель правления Алексей Миллер по итогам того же года был признан одним из самых передовых менеджеров в мире. Но после того как в январе 2010 года стало извест­но, что Россия утратила звание лидера по мировой добыче газа, неприятные для «Газпрома» новости стали появляться одна за другой. Речь прежде всего идет и о задержке добычи на Штокмане. Изначально поставки газа по газопроводу со Штокмановского месторождения, которое находится в Баренцевом море в 600 километрах от Мурманска, должны были начаться в 2013 году. Годом позже планировалось запустить танкеры со сжиженным газом (СПГ) на рынок США. Но из­за сущест­венного снижения потребностей США в импортном газе участникам проекта пришлось пересмотреть свои планы. Представители фирмы Shtokman Development, ведущей разработку Штокмана, заявили, что добыча на газовом месторождении откладывается на три года. Это позволит начать добычу газа для поставки по трубопроводу только в 2016 году и обеспечить производство СПГ в 2017 году. В Минприроды, по сути, утверждают, что «Газ­прому» стоило бы начать добычу на Штокмане как можно раньше, чтобы захватить рынок США. Но в «Газпроме», ссылаясь на кризис, подошли к дорогостоящему Штокману более осмотрительно и решили повременить с проектом, чтобы очередные миллиарды долларов не ушли в никуда. Ведь если «Газпром» начнет добывать на Штокмане газ, который никому не нужен, то законсервировать производ­ство будет весьма затратно.
Сегодня «Газпром» и без Штокмана борется за выживание на крупнейших рынках, где условия диктуют не по­ставщики, а покупатели. Дешевого газа в мире становится все больше, и его количе­ство может еще увеличиться в перспективе, что не делает будущее для российской монополии сколько­нибудь радостнее. До сих пор неясно, готов ли «Газпром» принять вызовы, которые бросает ему изменившаяся конъюнктура газового рынка. А ведь совсем недавно Россия с ее гигантскими запасами газа и объемами добычи всерьез расценивала возможность создания газовой ОПЕК, в которой Москва играла бы роль первой скрипки. Это вполне соответствует геополитиче­ским желаниям российского руководства, но, как оказалось, не совсем соответствует его возможностям. Неуверенность аналитиков относительно будущего «Газпрома» подпитывается все увеличивающимся объемом поставок сжиженного газа в Европу, в основном — из Катара. Ну а потом в Европе тоже, вероятно, начнется добыча сланцевого газа, благодаря которому рынок газа в США уже стал почти самодостаточным. Во всяком случае, на прошлой неделе российские СМИ передали, что в Польшу прибыли американские технологии, призванные сделать добычу сланцевого газа в стране существенно дешевле.
Ожидается, что эти проекты произведут в экономике Польши такой же прорыв, что и в американской. В начале 2000­х годов, когда технологии направленного бурения для добычи сланцевого газа были внедрены в США, этот тип сырья оказался весьма рентабельным. С 1990 года по настоящее время добыча сланцевого газа в Соединенных Штатах увеличилась вчетверо, суще­ственно снизив цены на сырье. Согласно прогнозам консалтинговой фирмы по углеводородам Wood Mackenzie, на территории Польши может залегать около 1,36 трлн куб. м сланцевого газа. Это решит проблему газа в Польше, которая в данный момент импортирует 72 % ежегодно потребляемого сырья. Кроме того, страна может стать главным конкурентом России, чей «Газпром» отвечает за 25 % газовых по­ставок в страны Евросоюза.
Но самое интересное в том, что доминирование «Газпрома» на российском рынке также может поколебаться. Ведь Игорь Сечин, курирующий ТЭК, настаивает на предоставлении части рынка независимым производителям газа. Могущественный вице­премьер, возглавляющий совет директоров «Роснефти», поддерживает поправки к законодатель­ству, которые более жестко регламентируют допуск независимых производителей газа к газпромовской трубе. Пока этот законопроект затерялся в правительстве, однако не исключено, что он может всплыть в самый неподходящий момент. По мнению аналитиков, в столичных коридорах власти многие уже не верят, что «Газ­пром» можно реформировать и сделать его более эффективной структурой. Ведь сейчас компания платит гораздо меньше налогов в бюджет России, чем нефтяники, хотя стоимость производства газа гораздо дешевле. Бесконечные льготы; месторождения, передаваемые концерну без конкурса; статус национального чемпиона — все это лишь усугубляет ситуацию.

Сергей БЕГЛЯК №63(22717) 12.04.2010

Источник: Газета «Речь»