7 апреля 2010 года. 08:56

Геометрия — через оригами и квадрат Малевича

Череповецкие педагоги активно участвуют в городских конкурсах Год учителя для всех городов страны ознаменовался большим количеством конкурсов профессионального мастерства — в Череповце подведены итоги уже двух городских состязаний: это «Урок XXI века» и конкурс на лучшую разработку конспектов уроков, внеклассных мероприятий, посвященных 65­летию Победы в Великой Отечественной войне. Еще не подведены итоги многих областных и всероссийских «соревнований», в которых приняли активное участие учителя­череповчане. «Нам нравится участвовать в таких мероприятиях!» — в один голос заявляют состоявшиеся победители.
С 1 февраля по 31 марта 2010 года управлением образования и череповецким филиалом Вологодского института развития образования проводился конкурс «Урок XXI века». Главная задача, которую поставили перед педагогами организаторы конкурса, — показать, насколько успешно в наших школах осваивают новые технологии. И школы блестяще справились!
На конкурс было представлено 87 работ. В течение марта на базе образовательных учреждений прошли мастер­классы учителей — разработчиков цифровых образовательных ресурсов, вышедших в финал конкурса (28 участников). 7 финалистов были награждены дипломами I степени, 7 — дипломами II степени, 7 — дипломами III степени.
Марина Малахова, преподаватель математики из школы № 6, рассказала коллегам, как можно учить геометрии через оригами и квадрат Малевича:
— Я решила показывать на конкурсе не просто цифровой ресурс, а программно­педагогическое обеспечение одной из тем курса геометрии 8 класса, всю разработку от изучения нового материала до повторения и закрепления. Я показывала, как можно организовать совместную творческую деятельность учителя и учащихся при изучении геометрического материала. Геометрия — наука сложная, и первая задача — заинтересовать учащихся предметом изучения, и новые информационные технологии в этом, безусловно, помогают. Например, можно создать виртуальную экскурсию: у меня была виртуальная экскурсия в музей живописи, где были выставлены, например, «Черный квадрат» Казимира Малевича, работы кубистов, которые позволяют посмотреть на геометриче­ские фигуры с новой стороны. Четвертая часть моей работы — это закрепление материала в виде практиче­ской работы по оригами.
На мастер­классе Марина Витальевна старалась показать, как любой учитель, используя данное направление, может пре­подавать свой предмет. Сама учительница использует новые технологии практически с момента их появления — с 1995 года, и ей есть чем поделиться с коллегами. Комиссия конкурса отметила работу Марины Малаховой дипломом I степени.
Школа № 6 на конкурсе заявила о себе с размахом — еще один диплом, III степени, получила преподаватель физики Ольга Бурлова. Ольга Николаевна для своих уроков создала цифровой ресурс — слайд­шоу. Эти материалы, в которых содержится около 60 слайдов по разным темам, можно использовать в 8, 10 и 11 классах.
— Я бы не сказала, что сделать это было сложно, скорее долго, — смеется Ольга Николаевна. — Представьте, на каждую деталь надо наложить анимацию и так далее. На уроках мы уже использовали эти работы, и далеко не первый год я обучаю детей с помощью компь­ютерных технологий.
Ресурс, созданный Ольгой Бурловой, уникален тем, что он составлен уже по новым требованиям современного урока — когда не учитель дает знания, а ученики сами изучают предмет. Учитель в основном только корректирует.
Целями этого конкурса организаторы обозначили активизацию деятельности педагогов по патриотическому воспитанию, развитию по­знавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников. На конкурс представлено 103 работы. Очень разнообразны формы представленных работ — от обычного урока до цикла радиопередач. Например, диплом I степени педагоги школы № 5 Людмила Акимова и Любовь Паутова получили за литературно­музыкальную композицию.
Это продуктивное соавторство сложилось благодаря многолетней практике, объясняет Любовь Паутова:
— Мы решили участвовать в конкурсе, поскольку эта тема очень близка нам — у нас в школе работает музей имени Сергея Орлова, руководителем которого и является Людмила Валентиновна. А так как Сергей Орлов — участник Великой Отечественной войны, у нас появилась мысль, что можно этот проект осуществить. И потом, для нас это сложившаяся традиция: мы ежегодно проводим декаду, посвященную поэту, и подведение итогов у нас заканчивается именно литературно­музыкальной композицией.
Педагоги представили на конкурс сценарий и компь­ютерное сопровождение: музыку, кадры, слайды, фотографии военной тематики, фотографии самого Орлова. Кроме того, опосредованно в конкурсной работе поучаствовали и ученики школы — в слайд­шоу были использованы творческие работы учащихся.
— Приятно, что наша работа признана, — делится впечатлениями от победы Любовь Викторовна. — Появляется готовность дальше действовать. Но пока мы на этом остановились — на участие в других конкурсах просто не хватает времени. Но если будет возможность, то мы с удовольствием еще раз отправим наш проект на конкурс.
Наталья Стрижова, заместитель начальника управления образования:
— Подобные конкурсы хороши тем, что педагоги оказываются реализованы в полной мере. А то, как прошли эти мероприятия, говорит об активности педагогов, об их креативности: например, если взять конкурс методических разработок, по­священных 65­летию Победы, то там были представлены разнообразные формы — предметные уроки, интегрированные уроки, спектакли, музыкальные гостиные. Если взять «Урок XXI века» — были показаны очень интересные мастер­классы. С одной стороны, это рост профессионального мастерства, с другой — это обобщение своего опыта и трансляция его другим: все конкурсные работы будут собраны в череповецком филиале Вологодского института развития образования, и впо­следствии педагоги легко смогут воспользоваться опытом своих коллег.

Елена СРАПЯН №60(22714) 07.04.2010

Источник: Газета «Речь»