5 апреля 2010 года. 17:19

Шершавым языком портрета

По поручению президента России белозерский художник пишет лица, которых боялся Гитлер Последние недели 83­летний художник Иван Бушков, который родился в Белозерске, на войну пошел из Череповца, а с конца 40­х годов живет в Риге, работает ксероксом. К 65­летию Победы живописец создает галерею портретов глав государств антигитлеровской коалиции. Причем как тех, кто возглавлял страны в 40­е годы прошлого века, так и их нынешних руководителей. И сделать это необходимо в семи экземплярах, дабы можно было подарить галереи всем российским городам­героям. «Антигитлеровские» страны получат копии. Чтобы выполнить заказ, сделанный Министерством культуры России по поручению администрации президента, немолодой Иван Иванович пишет сутками и с невиданной скоростью — по три портрета в неделю.
Подобную «головную боль» бывший главный художник Риги, военный летчик и участник Великой Отечественной войны навлек на себя по соб­ственному почину. «Я автор этой идеи, — рассказывает уроженец Белозерска Иван Бушков. — Она пришла мне в голову еще в мае прошлого года. Сделал эскизный набросок и с ним немедля отправился в Москву. Добрался до приемной Медведева. Через неделю на мой рижский адрес пришло уведомление, что идея одобрена и поддержана администрацией президента Российской Федерации. Теперь она направлена в российский оргкомитет «Победа», отвеча­ющий за подготовку юбилейных торжеств». Иван Иванович начал с нынешних правителей: портреты Медведева, Обамы и Саркози готовы, Рузвельт, Черчилль и де Голль — в работе.
Тема войны красной линией проходит через творчество художника Ивана Бушкова, поскольку с молодых лет врезалась в его память. Рассказывая о личном участии в крупнейшем событии прошлого века, Иван Иванович упоминает о Череповце — как о городе, откуда он отправился на войну. Иван Бушков родился под Белозерском, в селе Великом. «Моя бабушка была графиней Коровиной, у нее имелось сорок гектаров земли, а еще льнозавод, сырный цех и огромная пасека. После революции семью выгнали из дома, а в усадьбе разместили правление колхоза. Когда началась война, мне исполнилось пятнадцать лет, — рассказывает Иван Иванович. — Моего старшего брата Павла (в семье Бушковых было восемь детей) забрали на фронт 29 июня 1941 года. Призвали и двоюродного брата Николая. Я их обоих провожал до воен­комата».
После окончания девятого класса Иван стал проситься на фронт. Видел он себя только в авиации. Тогда все мальчишки грезили о воздушных боях. «И тут я услышал, что в ста километрах от моего дома в Белозер­ске, в городе Череповце, стоит летная часть. Я решил отправиться туда во что бы то ни стало, — вспоминает Иван Иванович. — В дорогу собрался основательно: наварил чугунок картошки, положил в котомку хлеба — и рано утром вышел из дома. Я не думал, что сто километров это так далеко. Первое, что я сделал, — это выбросил чугунок с картошкой, чтобы легче было идти, а уже вечером того же дня, когда голод напомнил о себе, пожалел о своем поступке. Хорошо, что в деревнях, которые попадались на пути, люди встречались госте­приимные, не отказывали в еде. До места добирался примерно неделю — то пешком, то на попутках. В одной из машин, которые я остановил, за рулем оказался летчик, он ехал на аэродром в Череповец. Я сказал ему, что еду в часть к брату. А сам думаю: только бы добраться, а там уж упрошу, чтобы меня записали в часть. Взлетать я умею, на кукурузнике пробовал, осталось научиться делать посадку». Конечно, Бушкова в летчики не взяли, а отправили в летное училище на ускоренные курсы. Первым испытанием стала Сталинградская битва. Всего же в военные годы Иван Бушков совершил 242 боевых вылета за линию фронта, провел более ста воздушных боев, сбил 12 самолетов противника (шесть лично и шесть в группе).

Сергей Виноградов №58(22712) 03.04.2010

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий