19 марта 2010 года. 16:31

Триллер по­грузински

Президент Грузии «сыграл в ящик», посеяв беспрецедентную панику Субботний фальшивый выпуск новостей на грузинском проправитель­ственном телеканале «Имеди» о российском вторжении в Грузию, убийстве президента и приходе к власти «промосковских сил» во главе с Нино Бурджанадзе вызвал не только панику среди населения, но и массу вопросов к правительству Саакашвили. Иностранные СМИ заключили: режим «великого мистификатора» не может быть союзником Запада. Кое­кто объявил президента Грузии если не сумасшедшим, то уж точно «неадекватным». Оппозиция уверена, что сюжет вышел с конкретной целью, поставленной главой государства: подготовить избирателей к главной политической битве года — за кресло мэра Тбилиси. Через несколько дней эта версия получила подтверждение.
Вот как описывает скандальную телепередачу ее очевидец — корреспондент газеты «Коммерсантъ» Георгий Двали: «В 20.00 ведущий новостей Лаша Харазишвили взволнованным голосом сообщил, что в ближайшее время в эфир выйдет экстренное заявление президента о ситуации в стране. «По нашим данным, российский танковый батальон, дислоцированный в Южной Осетии, приведен в боевую готовность», — сообщил Лаша. После этого появились кадры танковых колонн на марше. «В городе Гори началась паника, — комментировал происходящее телеведущий. — Мирное население пытается покинуть столицу… Тбилисцы спешно скупают продукты». Далее телеведущий сообщил: в столице прошел мирный митинг оппозиции, который был расстрелян — «четыре человека погибли». По его словам, «расстрел манифестантов осудила международная общественность», и теперь оппозиция требует «отставки кровавого президента Саакашвили». «Оппозиция сформировала «народное правительство» и попросила международное сообщество помочь освободиться от тирании», — комментировал ведущий мелькающие на экране кадры. Затем он обрушил на зрителей другую сенсацию: «Москва и Цхинвали обвинили грузинские власти в покушении на жизнь Эдуарда Кокойты». В кадре при этом появился изрешеченный пулями автомобиль. Потом по­следовала другая сенсация. На экране появился президент России Дмитрий Медведев, слова которого перевели на грузинский язык таким образом, чтобы нельзя было разобрать русский оригинал. «Поскольку режим Саакашвили перешел к открытому террору против Южной Осетии, необходимо остановить этого международного преступника. Я отдал распоряжение о начале военной операции и призываю грузинский народ не оказывать сопротивление войскам, которые несут ему свободу». Дальше в эфире появились кадры настоящей войны: в направлении Тбилиси шла российская бронетехника, аэропорты бомбила авиация. Кульминацией стало сообщения о том, что «некоторые части вооруженных сил Грузии перешли на сторону «народного правительства», президент Саакашвили эвакуирован, а еще через несколько минут — что «президент убит». И только после этого, прежде чем исчезнуть, диктор заметил, что все описанное выше происходит 7 июня 2010 года, в день открытия чемпионата мира по футболу. На передачу всей этой информационной лавины ушло полчаса.
Правда, предупреждение о том, что демонстрируемый материал является «моделированием будущего страны», появилось и в самом начале репортажа. Однако многие зрители его просто не услышали — не все же смотрят новостные выпуски с самого начала. Напоминание, появившееся после получасовой программы, также слышали не все, и этому есть логичное объяснение: если человек случайно включит телевизор и узнает, что на территорию его страны вторглись войска другого государства, а президента и вовсе уже нет в живых, то вряд ли его будут волновать последующие пояснения. Субботний отдых был испорчен: люди разбегались кто куда. Одни спешили снять через банкомат как можно больше наличных, другие сметали с полок магазинов продукты первой необходимости. Автовладельцы ринулись запасаться горючим. У наиболее впечатлительных телезрителей стало плохо с сердцем. Телеканал устроил жителям Грузии страшилку такого масштаба, какого не встречалось в СМИ уже много лет. Тут волей­неволей вспоминается радиоспектакль по роману Герберта Уэллса «Война миров», вызвавший настоящую панику в США в 1938 году. Тогда большая часть аудитории также пропустила начало трансляции и испытала шок, когда в эфире серьезным голосом начали зачитывать «новостные сообщения» о вторжении марсиан на территорию США. Штаты Нью­Йорк и Нью­Джерси охватила паника. Люди звонили друг другу, пытаясь сказать последнее «прости», молились, плакали, не знали, куда спасаться бег­ством… У журналистов «Имеди ТВ» получилось не хуже, хотя бы потому, что их «новости» подтверждал искусно смонтированный видеоряд. В ходе передачи в Грузии отключилась от перегрузки сеть сотовой связи: друзья и родственники отчаянно пытались связаться друг с другом. Sunday Times отмечает, что даже искушенные в пропагандистских играх британские и американские корреспонденты восприняли информацию всерьез и достали из шкафов бронежилеты. Их разуверил только американский экс­репортер, ныне работающий по контракту с грузинским правительством, — он прислал смс из одного слова: «Неправда».
Не будем пересказывать мировые «рецензии» на грузинский телеспектакль. Об этом подробно несколько дней подряд вещали российские телеканалы. Остановимся лишь на двух вопросах: кто истинный «сценарист» данной «пьесы­мистификации» и что им двигало? Уже через несколько минут после окончания «новостей», в студии «Имеди», где для обсуждения «Хроники страшного будущего» собрались местные эксперты и журналисты, появилась пресс­секретарь Саакашвили, заявившая, что президент поручил ей осудить репортаж как «не соответствующий журналистским нормам». Через сутки скандал прокомментировал и сам Саакашвили. «Я считаю, что надо было сделать сюжет по­другому: сопроводить его надписью, что это инсценировка. Моя бабушка видела меня за несколько минут до выхода сюжета, но и ей стало плохо с сердцем, когда она узнала о моей гибели». Впрочем, по словам Саакашвили, фильм был максимально близок к реальности, «к тому, что может произойти в действительности». «Не приведи Господь, чтобы все это произошло в реальности»,— заключил грузинский лидер, добавив, что «сюжет, конечно, неприятный, но он точно отражает планы Кремля и его агентов в Грузии».
Лидер оппозиции Нино Бурджанадзе, напротив, обвинила в скандале лично президента. «Все было согласовано с Саакашвили. Это была его пиар­акция, которой он терроризирует население», — заявила экс­спикер парламента, которая всего за неделю до этих событий побывала в Москве, где встретилась с Владимиром Путиным. Говорят, этот факт страшно взбесил Саакашвили, сделал его на несколько дней буквально невменяемым. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но то, что близкий властям телеканал стал активно педалировать тему российской угрозы и намекать на заинтересованность оппозиции в свержении режима, независимые наблюдатели объясняют еще и близостью выборов мэра Тбилиси, которые состоятся 30 мая этого года. Это ключевое событие в политической жизни Грузии. Пост мэра считается плацдармом для борьбы за кресло президента, которое Михаилу Саакашвили придется освободить в 2013 году, и оппозиция не скрывает планов бороться за этот плацдарм, выбрав для этого единого кандидата. «Сюжет в конечном счете сыграет на руку властям. Нынешняя истерика скоро сойдет на нет, — отметил независимый политолог Давид Авалишвили. — Но если после выборов 30 мая оппозиция попытается, как обычно, выйти на улицы, многие вспомнят об этом сюжете и будут проводить параллели, ведь «Хроника страшного будущего» начиналась именно с акций протеста против фальсификации выборов мэра».
Сегодня в Грузии все знают, что редакционная политика некогда независимого телеканала «Имеди» абсолютно подконтрольна властям. Достаточно сказать, что его руководитель Георгий Арвеладзе — бывший министр экономики и экс­глава президентской администрации. Поэтому попытка Саакашвили откреститься от «репортажа» и осудить его как «не соответствующий журналистским нормам» мало кого ввела в заблуждение.
Грузины обсуждают лишь вопрос о мере личного участия Михаила Саакашвили в данной авантюре. Многие убеждены, что эта провокация — дело рук самого президента. Тем более, что уже в понедельник эту версию подтвердила аудиозапись, выложенная в Интернете. Голос Георгия Арвеладзе говорит: «Вчера Миша со мной разговаривал… Он сказал, что пусть это выйдет как обычная хроника. Я согласился, но предложил, чтобы заранее в ток­шоу было сказано о том, что нами проработана и сделана вот такая модель и все такое… Он сказал: «Ой, нет! Если мы так сделаем, то так весь смак будет потерян». Арвеладзе просит свою помощницу (по всей видимости, заместителя Эку Цамалашвили) убрать из военного псевдорепортажа все предупреждающие титры, сообщив о выдумке только в начале и конце сюжета.
Как говорил Геббельс, когда ложь сто раз повторяешь, она становится правдой. И мы становимся свидетелями того, как жители Грузии воспринимают инсценировку как реальность. Возникает паника, люди превращаются в толпу, а толпой проще всего манипулировать и управлять. Механизм воздействия на поведение толпы, психологическое заражение приводит к подавлению воли людей, их интеллекта. Немцы найдут примеры этому во времени Гитлера, россияне — в эпохе СССР. «В психологии существует механизм, который Фрейд назвал «механизмом проекции», — комментирует ситуацию Александр Асмолов, вице­президент Общества психологов России. — Это когда ты приписываешь кому­то другому негативные мотивы, которыми страдаешь сам. Кто ищет противника, тот его находит и пытается убедить других, что заговор — это привычная среда обитания. Увы, это срабатывает. Когда личность воспринимает реальность через фильтр проекции — это драма отдельной личности. Когда же одна личность навязывает свои проекции реальности целому народу — это национальная трагедия».

Сергей БЕГЛЯК №47(22701) 19.03.2010

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий

Популярное в рубрике

«Северсталь» вылетела из плей-офф КХЛ

Череповецкая команда с разгромным счетом уступила московскому «Спартаку»

Последнее в рубрике

«Северсталь» вылетела из плей-офф КХЛ

Череповецкая команда с разгромным счетом уступила московскому «Спартаку»