12 марта 2010 года. 15:17

Европа нам поможет

Отбор на «Евровидение» может обернуться революцией в российской массовой культуре Безвестный для многих россиян Петр Налич (на фото) будет представлять Россию на конкурсе «Евровидение», финал которого пройдет в мае в столице Норвегии. Кандидатуру исполнителя выбрало народное голосование, а потому противникам Налича, пророчащим национальный позор в Осло, пенять не на кого. Не исключено, что, как и многими соотечественниками, Европой Налич останется не понят и продолжит череду российских поражений, начатую футболистами и олимпийцами. Но главное достигнуто: тысячи самородков увидели, что на Олимп можно взойти и без «Фабрики звезд» и род­ственных связей с Аллой Пугачевой.
Народ твердо и безапелляционно заявил, что устал от попсы и ее героев и ждет нового слова, положенного на новую музыку. Именно так можно трактовать результаты голосования в рамках отбора песни и исполнителя, которые будут представлять Россию на «Евровидении» в Осло. Телевизионное «вече» выбрало музыкальный коллектив Петра Налича, чьи песни более уместны не в концертном зале, а на посиделках у костра в цыганском таборе. На несколько процентов от Налича отстал оперный певец Олег Базинских, а зам­кнул тройку и вовсе удивительный коллектив — хор старушек из удмуртской деревни «Бурановские бабушки». Традиционные поп­артисты в рубашках с блестками вроде Александра Панайотова (Дима Билан отказался от третьей попытки из­за болезни) серьезно отстали от вышеперечисленных артистов.
Итоги национального конкурса стали предметом обсуждения на всех уровнях общества, включая профессиональных продюсеров, которые формируют лицо отечественной массовой культуры. Не исключено, что их взгляды в ближайшее время обратятся на исполнителей и жанры, которые они прежде обходили вниманием. «Речь» узнала мнения о конкурсе у череповецких музыкантов, которые в самое ближайшее время могут выйти из сумрака.
1 место. Музыкальный коллектив Петра Налича с песней «Lost and Forgotten».
История рождение широко известной в узких кругах творче­ской единицы по фамилии Налич для России довольно уникальна. Сам себе певец, по собственному признанию, сочиняет и поет в стиле «веселые бабури», в котором намешано множество жанров и исполнителей от Высоцкого и Цоя до Сезарии Эворы с Островов Зеленого Мыса. Свои легкие солнечные песенки Налич с компанией исполняет на своеобразном наречии из английского, русского и придуманного языков. Дорога к всероссийской славе для Налича началась с клипа на песню «Гитар», выложенного в Интернете около трех лет назад. Ролик снимался на собственной даче исполнителя, первый вариант песни записывался в домашних условиях. После обвальной популярности «Гитара» последовали приглашения на концерты и гастроли. За три года коллектив записал всего один альбом.
Мнение череповчанина
Виктор КИЧКАРЕВ, поэт и певец:
— Для меня победа Налича стала полной неожиданностью, но счастливой неожиданностью. Налич — альтернатива главенствующей попсе, а я всегда за альтернативу. Я очень рад, что такие люди стали проходить на международные конкурсы, куда еще вчера им был закрыт путь. Оказывается, чтобы пробиться, вовсе не нужно изменять себе и своему стилю, подлизываться к продюсерам и так далее. Думаю, наша попсовая мафия потерпела на этом отборе страшное фиаско, которое может стать для нее началом конца. Конечно, у меня тоже есть намерение и желание повторить путь Петра Налича — выложить свои творения в Интернете и искать единомышленников, но пока, если честно, я не очень продвинут в этом вопросе. Могу сказать, что только начинаю постигать этот огромный мир Всемирной сети с его гигантскими возможностями. Как только освою, обязательно заявлю о себе.
2 место. Олег Безинских с песней «Crowning».
Олег Безинских стал первым и единственным выпускником­контртенором за всю 140­летнюю историю Петербургской консерватории. Олег случайно, за день до экзаменов, попал на прослушивание в Санкт­Петербургскую консерваторию. На прослушивании спел баритоном и драматическим тенором, после чего ему разрешили подавать документы и сдавать экзамены, но Олег попросил прослушать еще один его голос, который назвал «женским», чем развеселил комиссию. Однако когда он запел, смех прекратился, а Безинских был зачислен. Студента консерватории начинают приглашать на престижные международные фестивали и звать на работу в оперные театры Европы. В репертуаре Олега Безинских не только романсы, песни и оперные партии — его голосом также разговаривают и поют персонажи мультфильмов. Компания Уолта Диснея утвердила Безинских дублировать знаменитого мышонка Микки Мауса, а также доверила исполнить партию Принца в русской версии мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
Сергей Зуев, художественный руководитель камерного хора «Воскресение», преподаватель училища искусств:
— Действительно, есть такое мнение, что шоу­бизнесу люди с голосами не нужны. Согласен. Но это применимо к нашему шоу­бизнесу. На Западе все наоборот. Большинство тамошних звезд, в каком бы стиле они ни выступали, имеют профессиональное музыкальное образование, а не строительное, как наш Газманов. Я со своим хором «Воскресение» исполнял очень широкий репертуар. Скажем, наряду с русской духовной музыкой мы поем и утесовскую «Песенку старого извозчика», и даже «Битлз». Нам говорят: запишите это и отошлите на студию, сейчас кавер­версии вошли в моду. Но я не хочу этого делать — зачем? Ведь многие делают это лучше нас, гораздо лучше. Когда мы гастролировали во Франции, нам посоветовали: уберите из репертуара «спиричуэлс» (церковные песни афроамериканцев — авт.), лучше негров все равно не споете. И мы послушались. Чем мы можем по­настоящему гордиться и что можем показывать на самую широкую аудиторию, двигать, пропагандировать — так это исполнение все той же русской духовной музыки, но она, как говорится, неформатна. Поверьте, музыкальные звездочки рождаются и у нас в Череповце, но горожане их не видят и не знают, потому что они покидают родной город, как только оперятся. Мы в училище искусств растим таланты для консерваторий Москвы, Санкт­Петербурга, Петрозаводска и Нижнего Новгорода, а те, в свою очередь, для Запада. И там наши звездочки отлично себя чувствуют — они востребованы и благополучны.
3 место. «Бурановские бабушки» с песней «Длинная­-длинная береста и как сделать из нее айшон».
Ансамбль старушек из удмуртского села стал известен около года назад, когда о «Бурановских бабушках» вышло сразу несколько сюжетов на центральных телеканалах страны. Дело в том, что 70­летние певицы наряду с удмуртскими народными песнями весьма оригинально исполняли на родном языке песни Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, а также западных групп The Beatles, Queen и Eagles. На отбор «Евровидения» в Москву «бабушки» привезли композицию под странным названием «Длинная­длинная береста и как сделать из нее айшон». По словам автора Елизаветы Зарбатовой, в песне поется о нелегкой женской доле. По сюжету песни удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: «Как мне сделать из бересты айшон? Как изо льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам — как их прокормить? В стойле молодая кобыла — как ее научить пахать? Выхожу в поле — даль безграничная — как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?» Выступление старушек в народных удмуртских костюмах вошло в тройку лучших и завоевало приз зрительских симпатий.
Татьяна РЕПИНА, хормей­стер народного ансамбля песни и танца «Прялица»:
— Не понимаю, почему русским людям удмуртская песня интереснее, чем родная. Сегодня русская песня загнана в подполье, ее как будто вовсе нет. Нет на телевидении, нет в концертных залах, нигде. Телеканал «Культура» — и тот показывает концерты народной музыки раз в месяц и реже. Раскрутить русскую песню сегодня очень сложно, но я бы не сказала, что невозможно. Нужно только желание. Говорят, что молодежи неинтересен родной фольклор. Да как можно судить об этом, когда большинство тинэйджеров не слышали его сроду и не знают ни одной народной песни. Я замечаю, что подростки, которые с детства воспитываются на русской народной культуре, добрее, спокойнее и ответственнее. Отношение к жизни у них другое, не такое потребительское, как у тех, кто кроме попсы ничего не знает. Я работаю хормейстером в «Прялице» больше десяти лет и могу сказать, что в последнее время ощущаются явные сигналы к возрождению интереса к русской музыке — больше молодых в зале, больше приглашений и т. д. Мы в «Прялице» тоже стараемся не отставать от современности: в нашем репертуаре есть несколько песен с эстрадной аранжировкой, и их неплохо принимают зрители, но менять стиль и лицо мы не собираемся.

Сергей Виноградов №42(22696) 12.03.2010

Источник: Газета «Речь»