10 марта 2010 года. 10:27

Коммунальный «ликбез»

Юристы и чиновники от ЖКХ заключили соглашение о сотрудничестве на пользу потребителей жилищно­коммунальных услуг Общественная правовая организация совместно с департаментом ЖКХ займется просвещением череповчан в сфере нового жилищного законодательства. Кроме того, жители могут рассчитывать на бесплатную юридическую помощь профессионалов в случае возникновения сложных конфликтных ситуаций с управляющими компаниями. Для большего успеха юристы проходят дополнительное обучение.
ЖКХ по­прежнему остается самой проблемной сферой в Череповце. Все имеющие к ней отношение ин­станции завалены жалобами от жителей на управляющие компании. Истоки конфликт­ных ситуаций — конечно, в произведенной реформе со всеми изменениями, которые она привнесла в отношения между потребителями и исполнителями жилищно­коммунальных услуг. Квартиры и дома вроде остались те же, а законы жизни в них кардинально изменились. При этом большая часть жителей по­прежнему совершенно не владеют информацией, несмотря на проводимую в городе работу по разъяснению нового законодательства. И управляющие компании, пользуясь неграмотностью жителей, часто злоупотребляют своими полномочиями или даже идут на откровенный обман, что и приводит к конфликтным ситуациям. Но с другой стороны, сами жители порой провоцируют конфликт, выказывая полное недоверие своим «управдомам» просто потому, что не хотят понять реформу и жить в соответствии с по­ставленными ею условиями.
Для того, чтобы помочь населению разобраться в сути происходящего в сфере ЖКХ, в городе принимаются дополнительные меры.
— В последнее время к нам идет очень много потребителей с жалобами именно на управляющие компании. И я понимаю, что этот огромный поток жалоб будет все увеличиваться, если мы будем направлять силы лишь на исправление негативных последствий. Надо начинать работать на предотвращение, заниматься профилактикой, — говорит Анастасия Суханова, руководитель Череповецкого отделения Вологодской областной общественной организации «Общество защиты прав потребителей». — В январе прошел большой круглый стол с участием представителей жилищно­коммунальных служб, посвященный во­просам управления жилыми домами. Я тоже принимала в нем участие и выдвинула предложение как­то скоординировать нашу работу. Департамент ЖКХ принял это предложение, и мы с ним заключили соглашение о сотрудничестве в плане оказания правовой помощи потребителям жилищно­коммунальных услуг.
Основной поток жалоб, с которыми обращаются череповчане в «Общество защиты прав потребителей», касается начислений платы за услуги. Как известно, расчет платежей теперь ведется по замысловатым формулам; не зная их и не владея сведениями о значениях всех их составляющих, жители просто не в состоянии самостоятельно проверить правильность начислений. Да что говорить: юристы, и те вынуждены запрашивать информацию в управляющих компаниях, когда им приходится разбираться с жалобами на завышенные платежи. Это, конечно, усложняет процесс защиты интересов клиентов. Так вот, в рамках заключенного соглашения сотрудники «Общества защиты прав потребителей» проходят специальный курс обучения в департаменте ЖКХ, где им на практиче­ских примерах разъясняют все тонкости новой методики расчета платы. Получив соответствующие знания, юристы смогут действовать уже без лишних запросов.
Второе направление работы — правовой «ликбез» населения. Юристы общества совместно с сотрудниками департамента ЖКХ планируют проводить тематические занятия со старшими по домам или по подъездам, на которых будет вестись речь об основных правах и обязанностях потребителей и исполнителей жилищно­коммунальных услуг, установленных новым законодательством.
— В­третьих, — рассказывает Анастасия Суханова, — соглашение предполагает нашу совместную работу по конкретным обращениям потребителей. Сейчас мы атакуем запросами управляющие компании, что часто оказывается совершенно бесполезно. Впечатление создается такое, что они совсем не хотят отвечать на эти запросы, очень тяжело с ними работать. А через департамент выйти на управляющие компании и получить от них нужную информацию легче и быстрее.
Кроме того, «Общество защиты прав потребителей» берет под свое крыло товарищества собственников жилья. Управляющие компании, как показала практика, вызывают у населения в основном негативное отношение из­за большого количества недочетов в их деятельности, поэтому все чаще череповчане высказываются за создание ТСЖ. Но и перед председателями ТСЖ встают порой сложные проблемы — например, в лице неплательщиков. Поэтому помощь юристов им тоже необходима.
— Ну и конечно, — продолжает Анастасия Суханова, — мы продолжаем решать свою прямую задачу — помогаем жителям составлять претензии, судебные иски, представляем их интересы в судебных органах. Жалоб на управляющие компании очень много. В первую очередь они касаются правильности начислений платы за коммунальные услуги, причем красной нитью в них проходят завышенные платежи за электроснабжение мест общего пользования. Бесконечное количество жалоб на некачественную уборку дворовых территорий и подъездов, на состояние общего имущества. Конечно, дела доходят и до судебных разбирательств. В основном решения выносятся в пользу потребителей.
Всю помощь — от составления претензии и до представительства интересов истца в суде — юристы общества оказывают бесплатно. Причем сам истец может даже не принимать непосред­ственного участия в судебном заседании.

ТАТЬЯНА ТИХОНОВА №40(22694) 10.03.2010

Источник: Газета «Речь»