Солдат двух армий
— Это мой тесть, отец жены, — говорит Николай Виноградов, показывая крупный снимок юноши в мундире. — Он родился в 1895 году; в 19 лет отправился служить в царскую армию. А это — он же в 1943м: когда началась Великая Отечественная война, ему пришлось вновь надеть военную форму, но теперь уже красноармейскую. В царскую армию Иван Галунин отправился служить после окончания Сямженской школы. Начальство отметило юношу за красивый почерк и определило на должность писаря. Когда начались революционные события, молодому военному было всего 22 года. Николай Виноградов вспоминает забавное семейное предание о том, как тестю удалось избежать расправы революционеров, которая угрожала всем людям в погонах:
— Когда все началось и за ним погнались — он забежал в первый попавшийся дом, стал просить, чтобы его спрятали. Одна женщина его пожалела: положила на кровать, накрыла одеялом и сама легла… Вот и обманули преследователей. Девушку эту звали Анной. Так необычно они познакомились, и между ними возникли романтические чувства. Когда немного поутихло, они поженились и переехали подальше — в Сямженский район. У Ивана Ефимовича с Анной Никифоровной было две дочери, одна из них, Нина Ивановна, — моя жена.
В 1941 году Иван Ефимович пережил и личное горе: его супруга, вернувшись из южного путешествия, сильно простудилась и умерла. На фронт Галунин уходил, оставляя двух дочерей.
— Сначала вызвали его в Вологду, на сборный пункт, — вспоминает Николай Виноградов. — А потом отправили на фронт. Начинал он воевать от Сталинграда, был в той знаменитой битве в составе 62й армии. Потом — Берлин, Венгрия.
Про войну тесть рассказывал мало: говорил, что был «обычным писарем». Действительно, в красноармейских погонах он продолжал служить в привычной должности, при штабе (возможно, потому, что было ему в годы войны уже почти 50 лет). Однако боевые ордена и медали, хранящиеся в семье, говорят красноречивее их хозяина. Среди них — «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», орден Красной Звезды.
У Николая Виноградова хранится еще одна фотография тестя. На обороте — надпись каллиграфическим почерком: «Июнь мц 1946, г. Дьер, Венгрия».
— Это Иван Ефимович снят в военной комендатуре, при которой он и служил. А еще у меня есть рисунок — карандашный портрет тестя, он тоже привезен с войны. Вот только кто его рисовал, мы не знаем. К сожалению, лично познакомиться с Иваном Ефимовичем мне не довелось: мы с Ниной поженились в 65м, а в 61м его уже не стало. Но я многое о нем знаю по рассказам жены, хотя не оченьто он любил с дочерями говорить про войну.
Алена Андреева №34(22688) 01.03.2010
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →