19 февраля 2010 года. 08:59

Сохранить правду о Великой Победе

Как наши дети и учителя воспринимают крупнейшую войну ХХ века Сегодня вопрос о восприятии Великой Отечественной войны поднимается часто. В первую очередь он волнует сферу образования: каким это событие должно преставать перед подрастающим поколением? Как великий подвиг русского народа или как столкновение двух тоталитарных режимов, стремящихся уничтожить друг друга? Чем обернулась для нас война — лидерством среди других стран или нищетой русских, в ту пору советских, людей? Каждому педагогу приходится много размышлять над этими вопросами, чтобы выработать собственную точку зрения и передать ее детям.
Переписывание тех глав учебников истории, которые посвящены ХХ веку, в последние годы стало привычным: постоянно происходит переоценка событий, поступков руководящих лиц, мотивов и итогов. В первую очередь это связано с тем, что современная Россия старается сделать историю объективной, избавив ее от пережитков советской пропаганды. Но сделать это достаточно сложно: часть документов, касающихся советских времен, до сих пор засекречена, часть противоречива. А пока Минобразования и авторы учебников занимаются переоценкой ценностей, учебный процесс продолжается — и каждый педагог самостоятельно расставляет приоритеты.
Одна из самых «больных» страниц истории прошлого века — это Великая Отечественная война, которую наша страна воспринимает как великий подвиг и великую трагедию. Но чем дальше от нас те события, чем меньше остается их непосредственных свидетелей и участников, тем меньше эмоционального восприятия и начинает преобладать аналитический подход: кто начал войну, как и какой ценой мы одержали победу. И часто высказывается мнение, что миллионы людей погибли из­за столкновения двух режимов, каждый из которых был ужасен по­своему. Каково мнение по этому поводу череповецких учителей истории?
Евгений КОРСАКОВ, школа № 11:
— Мне кажется, сейчас у нас наметился перекос совершенно не в ту сторону, в которую следовало бы. Мы долгое время говорили о победе Советского Союза в этой войне и о том, что наша война — справедливая, а со стороны фашистской Германии — несправедлива. Потом возникло мнение, что эта война несправедлива со всех сторон, что она не может быть справедливой по определению, каждый солдат, и немецкий, и советский, просто исполнял приказы руководства. Но мне кажется, что это не совсем справедливо по отношению к тем людям, которые ковали эту победу, которые воевали на фронтах. У меня вот дед воевал в Синявинских болотах, замерзал несколько месяцев. Он уже давно умер, но я считаю, что по отношению, например, к его памяти это абсолютно несправедливо. Да, мы должны говорить правду о том режиме, о тех целях, которые преследовало наше государство, но ведь правительство — это не весь народ. А наш народ — простой солдат, он стоял за нашу страну, за своих родных и близких, он стоял за наше процветание, за наше будущее. Они воевали за то, чтобы действительно следующее поколение жило намного лучше, чем жили они, и видели в фашизме ту темную силу, которую обязательно нужно победить. О войне ребята осведомлены очень мало. Для них война — это то, что было когда­то давно, она равнозначна Северной войне, войне с монголо­татарами… Она стоит в этом ряду, она не ощущается, они не сопереживают — они воспринимают ее разумом.
Нужно воспитывать на патриотических примерах наших современных школьников, которые не знают, что такое Великая Отечественная война, показать им весь ужас, то, какими неимоверными усилиями достигнута это победа. Мы должны быть благодарны тем людям, которые ее создали.
Алексей ЮМАЛОВ, школа № 11:
— Что касается непосредственно преподавания, то здесь, во­первых, надо давать однозначную, четкую информацию, направленную в первую очередь на воспитание патриотизма. У ребят должно возникать чувство гордости и причастности к этим событиям. Нужно, на мой взгляд, изучать историю страны, историю войны через историю семей. Очеловечить эти события — ведь у каждого есть дедушки, бабушки, кто­то на фронтах воевал, кто­то в партизанах, кто­то в тылу работал. В этом и заключается один из главных способов донести до ребенка весь этот ужас — через что пришлось пройти их бабушкам и дедушкам и насколько действительно эта победа была великой. Я преподаю в старших классах и могу отметить, что к войне дети относятся с пониманием. Они много читают дополнительной информации, видят отношение к памятникам воинов­освободителей в других странах — в первую очередь то, что происходит сейчас на Украине, в Прибалтике. Они не могут понять, как можно относиться к святым местам с таким вандализмом. Дети в старших классах понимают, насколько серьезной была эта война, насколько тяжелы были ее последствия, насколько сложно далась Великая Победа, для них эта война — не чужая.
Татьяна ОРЛОВА, школа № 1:
— К сожалению, все меньше и меньше материала об этой войне в наших учебниках, все сведено до минимума. Почему­то Великую Отечественную войну теперь принято называть второй мировой… Нам повезло, что в нашей школе есть школьный музей, один из лучших в России. И вот в 9 классах на уроках, в остальных — на классных часах мы ведем встречи с ветеранами, выпускниками нашей школы. Дети каждый год пишут эссе по нашим выпускникам — а это легендарные люди: партизаны Белоруссии, партизаны Ленинградского фронта, засекреченные разведчики… Дети соприкасаются с письмами с фронта, с наградами, с личными вещами солдат. Детей, растущих сейчас, называют «потерянным поколением» — ничего подобного, это такие же хорошие ребята, только, к сожалению, они мало знают. И вот мы пытаемся их изменить через примеры прошлого — примеры труда, героизма. Сейчас один из семиклассников пишет работу по нашему выпускнику 1942 года Владимиру Ивановичу Куликову: он был партизаном, возглавлял всю комсомольскую организацию Могилевской области. Мальчик так удивился: «У нас такие люди учились?» Он столько прочитал, столько перелопатил архивов, он теперь горд за нашу школу — так же и остальные дети другими глазами потом смотрят на войну, они пропитываются этим духом через наших выпускников. Мы смотрели отрывки из документального фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»: я показываю, чем был фашизм, как он зародился, а потом — к чему это привело. Это правда, и ее нужно видеть. После этих отрывков дети понимают, против чего люди воевали — ведь если просто сказать «фашизм» и не объяснить, не показать, то ребята ничего не поймут. Сейчас у нас есть славянские группировки — это неофашизм, который я привожу в пример, это аналогия, с которой дети знакомы.
Конечно, три­четыре урока, отведенных на эту тему, — крайне мало. На государственном уровне мы говорим о патриотизме, и тут же оказывается, что мы свою историю не знаем.
Елена БОНДАРЕНКО, школа № 9:
— В целом современные дети чудовищно безграмотны во всем, что касается Великой Отечественной войны. Вот, например, то, что мы преподаем в школе: даты, факты, события, военные планы, военные операции — это они узнают, выучат. А вот все, что касается ценностного наполнения и элементов прочувствования, упускается. И сами дети тут ни при чем: школа — это модель общества. В школе яснее всего проявляется то, чем болеет общество: выстраивая бренд страны, мы забываем о своей истории. На уроках я показывала видеофрагменты военных действий — те, где идет освобождение территорий Советского Союза, начало военных операций на территории Восточной Европы. Я была в шоке оттого, что дети, которые мне в девятом классе казались болтливыми, несерьезными, — когда они смотрели то, что оставалось после Освенцима, а потом — когда смерть миллионов отражалась статистикой… Их реакция была удивительной. У меня потом спрашивали: как это, на самом ли деле это было? У нас был конкурс инсценированной песни, и когда я давала ребятам слушать военные песни, им очень понравилось! Они не то что не хотят видеть войну — им ее не показывают.
Что касается войны как столкновения двух режимов… Это вопрос восприятия — надо и минусы признавать, но и плюсы тоже. Оба режима были тоталитарными, но по содержанию они были совсем разные. У нас режим держался на страхе, репрессиях. А там все держалось на идее сверхчеловека — третий рейх, истинные арийцы. Ни одна страна не начинала методику целенаправленного уничтожения, а они — начали, причем с собственного народа. Попытки покушения на Гитлера начались только в 1944 году, потому что до этого немцы искренне верили, что он их приведет к третьему рейху и будут они господ­ствующей расой. В Германии хобби такое было — наколочки собирать, татуировки… мертвых людей. Там это было обыденно. Такому режиму, такой идее просто нельзя было давать права на существование.
Светлана ХУДЯКОВА, школа № 28:
— Изменился характер концепции подачи самой войны. Очень много внимания раньше уделялось героизму, боевым действиям, характеру боевых действий — на эту тему было выделено около 10 часов. Сегодня Отечественная война идет вкупе со Второй мировой, и все это надо рассказать за четыре часа. Ребята должны знать основные битвы и периоды войны, причины, итоги — а это не больше, чем просто схема войны.
Последний свой 10 — 11 класс я вела по программе, где все было пронизано единой темой героизма в Великой Отечественной войне. Тот же Александр Матросов — человек понимал, что надо закрыть грудью амбразуру и выполнить поставленную задачу: дать своему полку пройти. Важно, что сам факт героизма — был: преодолен был инстинкт самосохранения… Мы ходили с классом на фильм «Мы из будущего» — там ребята из нашего времени попадают во времена войны. И мы примеряли на них и одновременно на себя все ситуации войны: смогли бы подняться в штыковую атаку или не смогли? Преодолеть этот страх, совершить этот подвиг, верить в то, что победа будет… Конечно, были в войну и просчеты, те же знаменитые заградительные отряды по приказу 247 — «Ни шагу назад». Да, был и политический аспект, например, взять Берлин раньше союзников; были и просчеты полководцев… Но не стоит в этой войне видеть только негативные сталин­ские моменты. Наша задача сегодня — приблизить войну, показать ее более образно, представить себя участником этих событий. Можно стихи читать, можно рассказывать о конкретных человеческих ситуациях. Конечно, для ребят сейчас это далекая эпоха, но их впечатляет, когда я говорю, что если бы по одной минуте помолчали за каждого из 26 миллионов погибших, мы молчали бы 38 лет.

Елена СРАПЯН №30(22684) 19.02.2010

Источник: Газета «Речь»