12 февраля 2010 года. 13:17

Медальный план

Стоит ли ждать российских триумфов в Ванкувере? Если считать по московскому времени, то открытие ХХI зимних Олимпийских игр произойдет завтра. В 5.00 Первый телеканал представит первую прямую трансляцию из канадского Ванкувера, и по традиции это будет церемония торжественного открытия Игр — грандиозное и красочное действо, призванное стать визитной карточкой страны — устроительницы турнира. После этого мир опять погрузится в олимпийские страсти. Ведь во время кризиса спорт становится главным отвлекающим фактором для миллионов людей; а в эпоху глобализации и стирания границ, особенно в Европе, — едва ли не главным способом национальной самоидентификации. Не зря ведь футбольно­хоккейный клич «Россия — вперед!» перекочевал в название программной статьи президента РФ Дмитрия Медведева. Отсюда и противоестественное, с точки зрения «чистого олимпизма», желание медалей, и лучше золотых.
В нашей стране всегда составлялся план по медалям. Во времена СССР перед любыми крупными соревнованиями, будь то чемпионаты мира или Олимпийские игры, руководители команд представляли наверх обязательство выиграть определенное количество наград. Поскольку от того, будет ли этот план перевыполнен или недовыполнен, зависели премии, зарубежные поездки и в конечном счете — продвижение по карьерной лестнице, искусство грамотно составлять такой план ценилось не меньше, чем умение быстро бегать или точно бить по воротам. Важно было не слишком занизить цифры (в таком случае соперники, пусть и на бумаге, могли бы обойти нас — что не поощрялось), но в то же время и не завысить их (иначе с выполнением обязательств возникли бы проблемы).
В последние годы оборот «медальный план» стал всплывать в речах функционеров гораздо реже. Но причина того — не появление рыночной экономики, а скорее уход старых мастеров по составлению графиков и таблиц. Их преемники несколько раз здорово промахивались в подсчетах (крутое расхождение в цифрах на летних Играх­2004 в Афинах до сих пор приходит к ним в кошмарных снах), после чего почли за благо вообще не объявлять прогнозов. Теперь на вопрос о количестве планируемых наград в Олимпийском комитете ехидно отвечают: «А вам сколько бы хотелось?»
Тем не менее медальный план по­прежнему существует. Называется он теперь современно — целевая комплексная программа (ЦКП), составляется спортивными федерациями на 4­летний олимпийский цикл с ежегодным пересмотром и согласованием в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики. Бумага эта — для служебного пользования, публикации в прессе не подлежит. Однако газете «Известия» удалось получить ее в свое распоряжение.
Так вот, согласно ЦКП, на Играх в Ванкувере российская сборная будет претендовать на 7 — 11 золотых медалей и 27 — 31 награду всего. Есть в документе и подробная разбивка по видам спорта. Предполагается, например, что биатлонисты смогут выиграть сразу три «золота» (надежды возлагаются прежде всего на спринт, гонки преследования и эстафеты), лыжники — два (мужской спринт, эстафета или масс­старт), фигуристы — тоже два (Евгений Плющенко в мужском одиночном катании и один из двух танцевальных дуэтов). Еще по золотой медали должны принести конькобежцы (Иван Скобрев на стайерских дистанциях или женская командная гонка), бобслеисты (четверка) и хоккеисты. Список предполагаемых достиже­ний звучит очень соблазнительно. Ведь 11 золотых медалей последний раз наша сборная завоевывала шестнадцать лет назад, на Играх­94 в Лиллехаммере.
Есть только один нюанс: лучшим показателем потенциала сборной считаются результаты чемпионатов мира, предшествующих олимпийскому сезону. А здесь статистика совсем не радует: в прошлом году на мировых первенствах по зимним видам спор­та россияне смогли выиграть всего 14 на­град, и только 4 — золотые. Откуда же тогда взялась медальная россыпь, которую сулит ЦКП? Да, год назад на чемпионате мира в Чехии наши лыжники провалились; сейчас, при изрядной доле везения, им, может, и по силам выиграть две золотые награды. В прошлом году в сборной по фигурному катанию не было Евгения Плющенко, который нынче является главным претендентом на победу у мужчин. Но это, как ни крути, — максимум 2 — 3 чемпионских титула сверх прошлогодних достижений. Поэтому неясно, кто же принесет сборной остальные награды?
Профессор экономики американского Колорадо­колледжа Дэниэл Джонсон, прогноз которого опубликовал журнал «Форбс», считает, что россияне в Канаде выиграют 23 награды, включая 8 золотых. Американскому ученому верить можно: его прогноз по общему количеству медалей для стран — участниц Олимпиады­2008 в Пекине сбылся с точностью 93 %. У него своя методика подсчета: прогностическая модель Джонсона учитывает количество населения каждой страны, ее экономические показатели, политическое устройство и климат. Профессор подчеркивает, что ничего не знает о спортсменах и строит свои прогнозы исключительно на экономических подсчетах.
Кстати, призерам Ванкувера будут вручены самые тяжелые медали в истории современных Олимпий­ских и Параолимпийских игр. Вес наград в зависимости от их достоинства колеблется от 500 до 576 граммов, диаметр — 100 миллиметров, а толщина — 6 миллиметров. Золотые медали изготовлены в основном из серебра 925­й пробы и покрыты тонким слоем золота (по шесть граммов на каждую). Серебряные сделаны из серебра, бронзовые — из сплава меди и олова. Известно также, что на производство всех наград (615 для олимпийцев и 399 для параолимпийцев) ушло 2,05 кг золота, 903 кг меди, 1950 кг серебра. При этом большая часть металла была получена в результате переработки электронного мусора: печатных плат и электронно­лучевых трубок.
По мнению президента Олимпий­ского комитета России Леонида Тягачева, в нашей сборной, состоящей из 181 спортсмена, есть примерно 50 человек, потенциально способных завоевать медали. Стимулировать чемпионов Ванкувера будут, как и победителей пекинской Олимпиады, премиями от государства: 100 тысяч евро за «золото», 60 тысяч — за «серебро», 40 тысяч — за «бронзу». В конькобежном спорте учреждены дополнительные премиальные от Союза конькобежцев — по 50 тысяч долларов за индивидуальную победу и 100 тысяч — в командной гонке. Помимо государственной поддер­жки есть еще и спонсорская помощь. В целом в зимних видах спорта соотношение государственных и спонсор­ских денег оценивается примерно как 60 на 40 в пользу государства. Таким образом, вышеназванные суммы фактически удваиваются. Соревноваться мы будем в 15 видах. Исходя из медального прогноза, Россия поборется за третье место в общекомандном зачете. В числе основных конкурентов — США, Канада, Норвегия, Германия, Австрия. Вообще в Ванкувере ждут 5500 спортсменов и официальных лиц из 80 стран.
Тем временем у организаторов Игр возникают большие проблемы: теплая погода, вопреки прогнозам синоптиков, продолжает уничтожать снег на подготовленных склонах. В Ванкувере январь­февраль 2010­го — рекордный по температуре воздуха начиная с 1937 года. В наиболее жестких условиях находятся сноубордисты и фристайлеры — их тренировочный период сократили с пяти дней до трех, что крайне мало для акклиматизации и адаптации к высоте и соревновательным условиям. Лыжники и биатлонисты также тренируются в отдалении от трассы, подготовленной к соревнованиям. Организаторы Игр считают, что «на крайний случай» искусственный снег подходит даже лучше, поскольку он «более эластичный». Проблема лишь в том, что снежные пушки не могут работать при нынешних 7 — 10 градусах тепла. Для того чтобы организаторы Игр могли ими воспользоваться, температура должна снизиться хотя бы до 2 — 3 градусов тепла. Синоптики же прогнозируют, что аномальная погода с дождями продержится в Британ­ской Колумбии еще минимум неделю. Международный олимпийский комитет теоретически может запретить проведение соревнований, если толщина снежного покрова на трассах будет слишком маленькой или если снег окажется слишком мягким. Подобное уже случалось в 2008 году во время этапа Кубка мира по фристайлу в Cypress Mountain. Самое удивительное, что капризы погоды — это климатическая норма для Ванкувера. С 1996 по 1998 годы из­за оттепелей здесь трижды срывались этапы Кубка мира по лыжным гонкам. Впрочем, сейчас организаторы Игр пытаются сделать вид, что ничего страшного не происходит. В качестве запасного варианта они готовы предложить трассы Калгари — канадского города, расположенного в нескольких сотнях километров от Ванкувера (напомним, что в 1988 году Калгари стал первым канад­ским городом, в котором прошли зимние Олимпийские игры).

Сергей БЕГЛЯК №25(22679) 12.02.2010

Источник: Газета «Речь»