5 февраля 2010 года. 00:10

Вперед, «чуваки», нам победа как воздух

У хоккейной «Север­стали» появилась новая песня. Вытеснит ли она старый гимн? Про череповецких хоккеистов не писали песен с середины 90­х годов. В январе в Ледовом дворце состоялась премьера новой песни о нашей команде, которая пока зовется песней болельщиков, но готова взять на себя обязанности гимна. Автор новой версии, Иван Павлов из Санкт­Петербурга, не скрывает, что сочинял ее для молодежи, что объясняет наличие словечек вроде «чуваки» и «респект». В прежнем гимне болельщики признавались: «Мы верим в тебя, «Северсталь»; в свежем творении призывают игроков «нахлобучить оппонен­там» и «пробивать вратаря».
Пока состязание двух гимнов, старого и нового (вернее, кандидата в новые), ведется по­честному. Обе песни звучат в перерывах хоккейных матчей не чаще одного­двух раз за игру. Старый гимн, хотя и был написан всего 15 лет назад, изобилует анахронизмами. Фраза «на трибунах опять аншлаг» давно для Череповца не актуальна. Стяг, который «гордо реет», поменял эмблему, а определение «команда звездная» для одной из самых скромных по составу команд в КХЛ даже со скидкой на гимновое преувеличение кажется чрезмерным. Вместе с тем, на матчах гимн Олега Хакмана и Игоря Псарева поют громче, чем российский. Новая версия, сочиненная режиссером массовых праздников из Санкт­Петербурга Игорем Павловым, пока «подпевал» не нашла, но многим уже приглянулась. В том числе хоккеистам.
«Вряд ли я бы обратился к хоккейной теме, если бы не мой однокурсник по питерскому институту культуры Вячеслав Горушкин, который работает в череповецком Ледовом дворце, — рассказывает Иван Павлов корреспонденту «Речи». — Когда мы получали дипломы и понимали, что теперь, возможно, долго не увидимся, он предложил написать песню о хоккейной «Северстали». Дескать, ребятам нужна поддержка. Бьются­бьются, но не всегда получается. Предложение, наверное, было не особенно серьезным, и даже полушуточным, но я загорелся…» В итоге встречаться и созваниваться однокурсникам пришлось чаще, чем они предполагали. Уже через три дня после выпускного Иван прислал в Череповец демо­версию своей песни. «Надо сказать, что я совсем не увлекался хоккеем. Теперь — другое дело. Понял прелесть этого вида спорта и болею за «Северсталь». Даже на коньки решил встать, — признается Иван. — Когда готовился к написанию песни, прочитал все, что возможно, о команде «Северсталь», ее прошлом и настоящем». Параллельно с хоккейной информацией Иван постигал и музыкальную — отслушав несколько десятков спортивных гимнов, пришел к несколько самоуверенному суждению: почти все они очень похожи друг на друга и отдают старомодностью. Между тем основная аудитория хоккейных болельщиков — молодежь, которая может уважать торжественные оратории с названием любимой команды в припеве, но вряд ли поет их на стадионе и под душем. «Жанр традиционного гимна меня не заинтересовал, — говорит Иван. — Я изначально писал песню молодых болельщиков и ориентировался преимущественно на их вкус».
До пульта звукорежиссера студии звукозаписи песня дошла только в октябре прошлого года. Музыкальное сопровождение сыграли местные таланты — небезызвестный череповчанам Григорий Филиппов со своей группой. На вокал пригласили автора, который имел музыкальное прошлое — пел в стиле рок в одной из питерских команд. «В декабре я приезжал в Череповец на запись, — говорит петербуржец. — Спеть так, как нужно, с нужным градусом эмоций, удалось практически с первого раза, потому что эта песня звучала в моей голове не один месяц. В припеве мы использовали прием под названием «гроулинг» (в переводе с англ. «рычание» — авт.), обычно его в тяжелом роке используют. Мы решили, что здесь петь нужно именно так, как будто из последних сил: игра мужская, накал страстей нешуточный, нервы, хрустальный голосок был бы здесь не к месту».
Первое прослушивание состоялось в кругу узком, но профессиональном. Композицию включили хоккеистам «Северстали» на тренировке. Реакция не замедлила проявиться — после тренировки раздались вопросы и похвалы, а во время занятий, по наблюдениям авторов записи, хоккеисты передвигались быстрее, чем обычно. «Мне сказали, что больше всех понравилось Николаю Лемтюгову. Позже меня ему представили. А еще удалось пообщаться с капитаном Александром Шининым», — говорит Иван Павлов.
После этой встрече, уже в поезде по дороге домой, Иван загорелся снова и в короткий срок написал еще две композиции на хоккейную тему. В первой, в стиле регги, трудный подросток признается матери: когда увидел «Северсталь», «я все понял, я бросил курить… и во мне зажегся хоккей». А вторая песня, сильно напоминающая традиционный гимн, изобилует хоккейными терминами, подхваченными в беседе с хоккеистами. Не исключено, что и эти творения когда­нибудь прозвучат под сводами Ледового дворца.
«Времена тогда были отличные, — блаженно улыбается композитор Олег Хакман, пятнадцать лет назад сочинивший гимн хоккейной «Северстали». — У нас с соавтором Игорем Псаревым тогда был творческий взлет, писали песни по любому поводу. Наш взлет совпал со взлетом команды, которая тогда громила всех и вся, претендуя на чемпионство. Мы с Игорем были страстные поклонники хоккея, и когда спортивный журналист Григорий Игнатьев предложил нам написать гимн клуба, мы с удовольствием согласились. Тема была нам очень близка и изучения не требовала. Слышал такое мнение, что она имеет что­то общее с советской песней про «великолепную пятерку и вратаря», но я с этим не согласен. Вообще­то, по стилю это вовсе не гимн, а мой любимый мажорный рок­н­ролл, плавно переходящий в марш. Во загнул». Написали и записали единым духом. Игорь Псарев потратил считанные часы, если не минуты, на создание текста, Олег Хакман мигом положил ее на музыку, а ведущий радио «Трансмит» Николай Говоров (в припеве ему помогает Виктор Иванов) буквально с первой попытки записал вокал, завершив работу над будущим шлягером. «От первоначального замысла до окончательного варианта прошло не больше месяца, — говорит композитор. — Если бы мы знали, что пишем песню на века, она была бы другой. Может быть, и хуже получилась бы, но точно другой. Как бы я отнесся, если бы ее сегодня решили перепеть и сделать современную аранжировку? Вообще­то, никогда не был противником экспериментов. Но если и без того сделано добротно, зачем что­то менять?»
Его соавтору Игорю Псареву болельщики делали более кардинальные предложения: а почему новый гимн не напишете? «Я им отвечал: ребята, ведь гимны не пишутся раз в десять лет, — говорит Игорь. — Вообще, я очень люблю эту песню, и очень рад и горд, когда ее слышу сейчас. Не могу сказать, чтобы она рождалась в муках. Писал о том, что хорошо знал и что чувствовал. К примеру, текст пронизан чувством сплоченности болельщиков, которого в тесном «Алмазе», на мой взгляд, было больше, чем сейчас в огромном Ледовом дворце, где зрители рассредоточены по залу». Фразой «нам победа, как воздух» поэт­песенник гордится, а рифмы «Северсталь» и «сталь» не стыдится — лексика в спортивных гимнах по определению не должна быть сложной.
Гонорар, который авторы получили за песню, состоял из двух частей: во­первых, им подарили клюшки с автографами хоккеистов, а во­вторых, вручили «вечные» контрамарки для прохода на матчи. Как оказалось, не такие уж и вечные. Когда команда покинула «Алмаз», по наследству бесплатных кресел Олегу Хакману и Игорю Псареву в Ледовом дворце не досталось.

Сергей Виноградов №20(22674) 05.02.2010

Источник: Газета «Речь»