Ждать ценопада?
Правительство страны сделало очередной реверанс в сторону малого бизнеса, вмешавшись во взаимоотношения производителей продовольственной продукции и крупных торговых сетей. В пятницу Госдума приняла в третьем — окончательном — чтении законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который вроде бы увеличивает шансы малых предпринимателей в конкуренции с известными брендами. Кроме того, от реализации положений нового закона (если он будет принят) теоретически ожидается снижение цен на продукты питания в розничной торговле. Но уверенность в том, что эффект будет именно таким, высказывают немногие.
В законопроекте, который уже принято называть попросту — «Законом о торговле», особую важность имеют четыре пункта. Вопервых, он ограничивает монополию крупных торговых сетей на продовольственном рынке. Продавец продовольственных товаров, торгующий через торговую сеть, доля которого превышает 25 % объема всех проданных товаров за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района или городского округа, не вправе приобретать или вводить в эксплуатацию дополнительные торговые площади.
Вовторых, законопроект сокращает отсрочки платежей за поставленный товар. Предусматриваются конкретные сроки оплаты продукции (от 10 до 45 дней в зависимости от срока годности товаров). Втретьих, закон запрещает включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемая объемная скидка).
Вчетвертых, правительство РФ получит право устанавливать предельно допустимые цены в тех субъектах РФ, где в течение месяца рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 % и более.
«Закон о торговле» вступит в силу с 1 февраля 2010 года, а отдельные его положения — с 1 июля 2010 года.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Георгий Шевцов считает, что этот законопроект защищает интересы потребителей и создает равные возможности для производителей, поставщиков и розничных торговых сетей: «Принятие данного закона, вопервых, повысит конкурентоспособность небольших торговых компаний и сетей, вовторых, будет способствовать ограничению роста цен на продукты в рознице».
Законопроект, который бы установил государственное регулирование торговой деятельности, вызревал долгие годы. Толчок процессу дали, видимо, события начала этого года, когда подскочили цены на продовольствие, а власть, по большому счету, оказалась бессильна навести порядок. В правительстве начали активно работать над проектом закона, который бы дал возможность влиять на процесс ценообразования в стране. Уже в ходе разработки документа среди его авторов возникли почти неразрешимые разногласия: одни лоббировали интересы производителей продукции, другие — торговых сетей, а третьим был важен только конечный потребитель. Рассмотрев законопроект в первом чтении, депутаты Госдумы направили его на доработку. Снова велись ожесточенные споры в поисках компромисса. После второго чтения, которое прошло в минувшую среду, документ кардинально изменился. В конечном итоге закон вышел, видимо, настолько компромиссным, что уже ничьи интересы, в принципе, не ущемляет. Такой вывод мы сделали, поговорив с представителями череповецкого продовольственного рынка (хотя для объективности отметим, что крупнейшие торговые сети, заявившие о себе по всей стране, после заседания думцев «признали свое поражение»).
Наши респонденты — представители разных звеньев продовольственной цепи — выразили свои взгляды на положения законопроекта с разных точек зрения, но в главном сошлись: от него ничего не изменится. Но изложим по пунктам.
Сокращение отсрочки платежей.
Евгений ГОГОЛИЦЫН, директор ООО «Пищевик», владелец торговой сети «Вега»:
— Что такое отсрочка оплаты товара? Это все равно что отсрочка смертного приговора. Если у человека нет денег — какую отсрочку ни давай, он все равно эти деньги не отдаст. Я понимаю, если бы отсрочка давалась на 10 лет. А плюсминус несколько дней или недель ничего не решает, поэтому установить официальные сроки отсрочек — все равно что ничего не сделать. Я к отсрочкам платежей всегда относился скептически. Мы и сейчас с большинством поставщиков перешли на предоплату. Поставщика, который производит яйцо, курицу, корову доит, тоже лихорадит, у него тоже нет свободных денег.
Юрий ЗЛОБИН, генеральный директор ОАО «Череповецкий ликероводочный завод»:
— Да, если механизм отсрочек будет законодательно установлен, в договоре поставок будет прописано, какой срок установлен для той или иной группы товаров, продавец не будет мне выламывать руки: дай мне свой продукт на 90 дней! Извини, вот в законе написано, что мой продукт должен оплачиваться на 10й день. Просрочил — штраф. Но! Все это будет зависеть от доброй воли поставщика и покупателя. Если они не хотят ругаться, то устанавливают деловые отношения: мы с тобой друг другу помогаем. А есть отношения вроде: дай, потому что ты по закону обязан! Это ни к чему хорошему не приведет. Что сейчас происходит? Долги продавцов перед нами растут. Подавать в суд? Но продукциюто все равно грузить надо, она в магазине должна стоять. Но это внутренняя сторона проблемы. Есть внешняя: какая служба будет отслеживать соблюдение сроков отсрочек и каким образом? В магазин будут приходить и просматривать его «дебиторку», кому и сколько должен?
Сергей ЗАЙЦЕВ, руководитель отдела продаж череповецкого филиала ООО «Вологодский птицепродукт»:
— А мы вообще стараемся не давать магазинам отсрочки по оплате. Наш продукт — кура. Мясо птицы изначально было высокооборотистым продуктом, а в кризис спрос на него значительно вырос. Если магазину в такой ситуации дать отсрочку платежа, то он за очень короткое время может набрать миллионные долги и просто не сможет потом с нами рассчитаться.
Отмена бонусных премий за присутствие товара на прилавках.
Юрий ЗЛОБИН:
— Никто из производителей не хотел бы платить все эти премии и так называемые «входные билеты», если бы можно было без них обойтись. Но обойтись нельзя. Есть в магазине полка под коньяки. Длина ее три метра, а производителей, желающих расставить на этой полке свою продукцию, двадцать. И каждый хочет занять лучшие места. И каждый готов за это заплатить. Можешь не платить, но в этом случае останешься без продаж, потому что твоя продукция будет стоять в самом невыгодном месте. От запрета бонусы не исчезнут, просто появятся новые формы.
Евгений ГОГОЛИЦЫН:
— Все эти акции с выплатой премий, которые проводят поставщики, в конечном счете направлены на удешевление товара. К примеру, поставил человек 100 чемоданов. Вот, говорит, 90 чемоданов я вам продаю, а 10 — дарю. В результате мы эти 100 чемоданов продаем по цене на 10 % ниже. По крайней мере, в крупных сетях делается так. Никто на эти бонусы золотые зубы не вставляет.
Сергей ЗАЙЦЕВ:
— Мы постоянно продаем свой товар в розничные сети, которые делают на него свою наценку. Чтобы снизить цену для конечного потребителя, мы проводим акции распродаж, когда скидываем рознице от 1 до 5 %. Но есть недобросовестные предприниматели, которые оставляют ценники на прежнем уровне, и в итоге они свою выгоду чувствуют, а покупатели нет.
25процентное ограничение присутствия торговой сети в городе.
Изначально предполагалось установить эту планку на уровне 15 %. А когда ее подняли до 25ти, даже ярые противники этой идеи согласились: пусть так. Потому что эта цифра ни на что не влияет: в России нет ни одной торговой сети, которая бы занимала больше 15 % продовольственного рынка.
Это единственное положение законопроекта, которое вызвало однозначно положительную реакцию у наших респондентов. Но опять же судили о нем они с разных позиций: производителя и торговца.
Сергей ЗАЙЦЕВ:
— Это правильное решение. Если дать возможность одному собственнику расставить супер— и гипермаркеты на территории города, то он будет диктовать свои условия и поставщикам. Присутствие их продукции на рынке будет опять же зависеть от собственника торговой сети, а это повлечет за собой все те же бонусы, премии, откаты.
Евгений ГОГОЛИЦЫН:
— Меня этот порог нисколько не пугает. Я бы сделал его еще ниже, чтобы сети дробились и не становились монстрами, которые убьют весь малый бизнес. Сейчас мы много говорим о поддержке малого бизнеса, а сами делаем все возможное для того, чтобы доминировали какиенибудь французские сети.
Малый бизнес, очевидно, будет единственной стороной, которая полностью одобрит новый закон. По крайней мере, президент череповецкой Торговопромышленной палаты Владимир ШТЕЙНГАРТ, тесно работающий с малым бизнесом, его одобрил:
— Самое главное достоинство этого законопроекта — попытка ввести антимонопольные меры воздействия на участников рынка. Любое развитие может быть только при наличии конкуренции. Будет конкуренция в торговле — повысится и качество товаров. Сети, которые завоевывают рынок, выдавливая малый и средний бизнес, становятся в нем полноправными хозяевами, диктуют свои правила, и никакой управы на них нет. Если эти положения будут реализованы, все стороны окажутся в равных условиях, монополисты не смогут жить за чужой счет, и малый бизнес получит возможность развиваться. С другой стороны, рынок и свободная торговля предполагают свободу действий. Есть небольшая опасность: как бы законодатели не вошли в крайность и не зарегулировали нас до такой степени, что мы вернемся к торговле советского образца.
Татьяна Тихонова
№237(22647)
21.12.2009
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →