17 декабря 2009 года. 11:52

Монастырь мирового значения

В Кирилло-­Белозерском монастыре начали сбор документов для включения в список всемирного наследия
Деньги, имидж и взгляд со стороны — вот дивиденды, которых ждут в Кириллове от предстоящего включения в список ЮНЕСКО. По словам директора Кирилло­Белозерского музея­заповедника Михаила Шаромазова, вступившего в должность несколько месяцев назад, архитектурный ансамбль монастыря вправе рассчитывать на весьма скорое включение в список — в течение не более чем трех лет. Старт работе по сбору необходимых документов дал визит в Кириллов декана архитектурного факультета Гданьского университета, сотрудницы ЮНЕСКО Романы Челонтковской. Но вовсе не в качестве инспектора или ревизора. Ученая дама из Польши поможет как можно быстрее пройти процедуру, которая может затянуться на десятилетия.

На сегодня лишь один памятник, расположенный на территории Вологодской области, входит в список всемирного наследия — музей фресок Дионисия, что в Ферапонтово. Этот статус был ему присвоен около восьми лет назад. Тогда же Кирилло­Белозерский монастырь имел все шансы составить дуэт с соседом, но обязательного набора документов в те годы не собрали (не был утвержден план охранных зон), а спустя несколько лет кардинально изменились правила по признанию всемирным наследием. В частности, в число обязательных вошел подробный план управления объектом с тщательно проработанными перспективами развития — документ, составление которого требует недюжинных усилий и массы согласований. Многие российские памятники, планировавшие попроситься в ЮНЕСКО, отказались от этой затеи. В Кириллове вместо этого стали искать специалиста и нашли его — Романа Челонтковская составляла подобного рода планы для нескольких памятников в Польше и других странах Европы. «Если мы, находясь в списке ЮНЕСКО, хотим использовать для эксплуатации и реставрации памятника только россий­ские деньги, такой план можно было бы и не составлять, — говорит Михаил Шаромазов. — Этот документ дает нам право рассчитывать на привлечение средств из­за пределов нашей страны». Впрочем, оправданны ли расчеты кирилловчан на финансовую помощь фонда, еще вопрос. Музей фресок Дионисия за восемь лет пребывания в списке получил такую помощь лишь однажды. «Просто так, на содержание, ЮНЕСКО денег не дает, — объясняет «Речи» директор ферапонтовского музея Марина Серебрякова. — Нужно составлять подробный план проектов с расчетами. У нас уже был один опыт такого сотрудничества — 500­летие стенописи собора. Мы получили определенную сумму на эти нужды и были очень довольны. Но сделать такую работу более­менее постоянной мы не можем — для этого нужен профессиональный сотрудник, свободно говорящий по­английски, который бы отслеживал все культурные программы ЮНЕСКО».

Договор о сотрудничестве с Романой Челонтковской заключен на три года. В музее­заповеднике полагают, что этого времени достаточно для того, чтобы работа была выполнена. Впрочем, не исключено, что всемирным наследием монастырь признают и раньше. Гостья предложила следующий вариант: позволить Кирилло­Белозерскому монастырю не проходить сложную и долгую процедуру целиком, а расширить номинацию Ферапонтова монастыря, выдав оба объекта за единый комплекс. Романа Челонтковская уже высказала эту идею на заседании совета ЮНЕСКО в Париже и встретила одобрение. «Я считаю главным из дивидендов, которые мы получим, если войдем в список, профессиональный взгляд на наши проблемы со стороны, — говорит Михаил Шаромазов. — У любого руководителя взгляд со временем замыливается, и мы можем не видеть очевидного. Плюс ко всему составляемый нами план даст возможность комплексно проанализировать все наши перспективы: что нам действительно нужно, что необходимо сделать срочно, а от чего стоит отказаться. Для меня, как нового руководителя, это вообще неоценимое дело — самый поверхностный анализ дал понять, что прежние планы музея сформировались в 70­е годы прошлого века и морально устарели».

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г., ее Штаб­квартира располагается в Париже. У организации 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Основная цель ЮНЕСКО заключается в содействии укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.

Сергей Виноградов
№235(22645)
17.12.2009

Источник: Газета «Речь»