Новый путь для старых шпал
Идея переработки старых путевых шпал и решения огромной проблемы их утилизации лежит на поверхности, как утверждает инженержелезнодорожник по образованию Андрей Самчук. Чтобы придумать и запатентовать новую технологию, директор фирмы «Памир» внимательно присмотрелся к существующим способам производства древесного угля. Оказалось, что используемые работающими предприятиями технологические комплексы (например, производства угля для мангалов) можно модернизировать и в качестве сырья использовать старые шпалы. Теперь бизнесмен, получивший на развитие идеи грант правительства области, закупает оборудование для первого экспериментального производства.
Своей идеей Андрей Самчук надеется заинтересовать в первую очередь самих железнодорожников. Ежегодно они заменяют огромное количество старых деревянных шпал. Так, Северная железная дорога каждый год меняет около 500 тыс. шпал, соседняя Октябрьская железная дорога — 700 тыс. При этом утилизация как таковая проводится редко. Отслужившие свое шпалы в лучшем случае становятся материалом для временных станционных конструкций, например платформ. Чаще же они просто складируются в промзонах и гниют. А в худшем случае — продаются для растопки печей деревенским жителям или, как поговаривают, в тюрьмы, где служат топливом для старых котельных. Процесс горения шпал крайне опасен для природы изза их пропитки креозотом и продуктами перегонки нефти для увеличения продолжительности эксплуатации.
— Суть нашего изобретения в том, что шпала не горит, — рассказывает Андрей Самчук. — В специальной печи происходит процесс ее пиролитического разложения, в результате чего образуется древесный уголь. То есть на входе в печь мы подаем целые шпалы, на выходе получаем уголь, который можно хоть для мангала использовать, хоть для котлов, отапливающих те же железнодорожные вагоны. Из одной тонны отработанных шпал, по нашим расчетам, получается 200 килограммов угля. При этом все вредные выбросы, которые получаются при разложении, заводятся обратно в печь и сгорают в топках, выделяя тепло или — при подключении парогенераторов — электроэнергию. То есть печь по утилизации шпал может использоваться в энергодефицитных районах как источник тепловой и электрической энергии.
Проанализировав рынок, разработчики увидели, что конкурентов им в Вологодской области нет. Шпалы не перерабатывает никто, а производством древесного угля как такового заняты всего три предприятия — в Кадуе, Бабаеве и Устюжне. Именно в Устюжне планирует начать свою деятельность «Памир». По мнению череповчан, демонстрационную печь для утилизации шпал там удастся собрать дешевле и быстрее. Собрать ее планируется уже в начале следующего года и сразу же показать железнодорожникам.
— Я надеюсь, что РЖД ухватятся за эту тему и, возможно, пойдет речь о создании некоего совместного предприятия по утилизации, — размышляет Андрей Самчук. — Сейчас мы закупаем материалы для строительства, не так давно получили грант на развитие от правительства Вологодской области в 300 тыс. рублей, который стал для нас неплохой финансовой поддержкой при общем бюджете проекта в 1 млн рублей. Вряд ли мы смогли бы без него обойтись.
По мнению самих железнодорожников, вопрос утилизации шпал поднят своевременно и правильно.
— Проблема утилизации на самом деле существует, — объясняет пресссекретарь вологодского отделения Северной железной дороги Лилия Сенченко. — На сегодня в нашем отделении мы заменили уже 50 % всех шпал, в основном отдаем предпочтение железобетонным шпалам, но и деревянные продолжают использоваться. Как таковых производств по утилизации шпал у нас нет, и эта проблема сейчас рассматривается на уровне РЖД. В конце декабря в Москве будет проводиться конкурс на право заключения контракта по утилизации старых шпал. Будут изучаться все существующие технологии.
Андрей Ненастьев
№233(22643)
15.12.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →