4 декабря 2009 года. 09:36

Вернуть дорожный фонд

Президент Дмитрий Медведев заявил, что он намерен вернуться к обсуждению возможности восстановления дорожного фонда, ликвидированного восемь лет назад.
«К этой идее сейчас разное отношение, от благоприятного до категорического отрицания, — сказал президент, — но я хотел бы, чтобы мы вернулись к ней и по­серьезному ее продумали, включая и возможность привязки к конкретным источникам финансирования, таким как акцизы на бензин и транспортный налог… Напомним, Федеральный дорожный фонд существовал по 2000 год включительно. Туда поступали средства от налогов на горючее, смазочные материалы, а также транспортного налога. Использовались эти средства на ремонт и содержание федеральных автотрасс, а также на строительство новых дорог и закупку техники. 1 января 2001 года федеральный дорожный фонд был ликвидирован, а налог на горюче­смазочные материалы отменен. В течение нескольких лет были ликвидированы и региональные дорожные фонды. По словам ликвидаторов, деньги из этих фондов расходовались неэффективно, а зачастую просто разворовывались. Тем не менее у региональных руководителей ностальгия по дорожным фондам сохранилась. Так, в 2006 году губернатор Свердловской области Эдуард Россель выступил со следующим заявлением: «Ликвидация дорожного фонда нанесла серьезный ущерб строитель­ству дорог в России. Если бы этот налог остался, то в нынешнем году мы бы имели 12 миллиардов рублей против трех миллиардов, которые у нас сейчас есть, — в четыре раза больше». В свою очередь, в конце 2008 года мэр Москвы Юрий Лужков заявил: «Если бы не ликвидировали дорожный фонд, то строительство 4­го транспортного кольца можно было бы осуществить раньше и обошлось бы оно в 6 — 8 раз дешевле». Олег Скворцов, президент Ассоциации дорожных проектно­изыскательских организаций «Родос», тоже считает, что строительство и ремонт дорог не должны финансироваться по остаточному принципу, как сейчас, что нужен постоянный, системный источник денег. По словам Скворцова, если в период действия федерального дорожного фонда, с 1991 по 2000 годы, протяженность дорог общего пользования увеличилась на 130 тысяч километров, то с 2001 года она лишь сократилась. В результате пустеют целые территории.

Сергей Бегляк
№226(22636)
04.12.2009

Источник: Газета «Речь»