Простить или не простить
Госдума и правительство решают, кого прощать за налоговые прегрешения
На сайте Министерства финансов опубликован проект правительственных поправок к принятому Госдумой в первом чтении закону, освобождающему от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших налоговые преступления, в случае если они полностью компенсировали государству недоимку, а также внесли положенные пени и штрафы.
Проект закона, который частично декриминализует налоговые правонарушения, был одобрен Госдумой в первом чтении 16 октября 2009 года. Авторы законопроекта, среди которых председатель Госдумы Борис Грызлов и главы пяти думских комитетов экономического блока, объясняли необходимость поправок к Налоговому, Уголовному и Уголовнопроцессуальному кодексам, а также к закону «О милиции» выполнением требований Владимира Путина — прекратить налоговый «террор», и Дмитрия Медведева — перестать «кошмарить» бизнес. С тех пор законопроект получил прямую поддержку главы государства. В послании Федеральному собранию президент России заявил: «Поддерживаю рассматривающийся в Государственной Думе законопроект, направленный на исключение уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы. Он не должен подвергаться дополнительным проверкам и со стороны правоохранительных органов».
Прежде всего Минфином предложено повысить пороги налоговых преступлений — крупных и особо крупных. Для юридических лиц крупным размером будут считаться не уплаченные в течение трех лет подряд налоги и сборы на сумму более 1,5 млн руб. (при условии, что недоимка превышает 10 % от подлежащих уплате сумм налогов) либо долг более 4,5 млн руб. Особо крупными признаются преступления, где вышеназванные пороги составляют 7,5 млн руб. (если это превышает 20 % общей суммы налогов) и 20 млн руб. соответственно. И в этих вопросах Минфин и Госдума, кажется, нашли консенсус.
Однако в остальном начались разногласия. В частности, Минфин не поддержал желание депутатов ограничить возможности органов внутренних дел возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. По задумке депутатов, милиция должна была заводить уголовные дела только после представления соответствующих материалов из налоговых органов.
Авторы правительственного проекта поправок возражают и против установления в Уголовнопроцессуальном кодексе особого порядка прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям. В частности, депутаты хотели бы дать возможность прекращать уголовное делопроизводство или не начинать его вовсе, если налогоплательщик полностью погасит свою задолженность перед бюджетом. Авторы правительственных поправок в свою очередь предлагают руководствоваться уже существующим в УПК порядком закрытия уголовных дел, в том числе в связи с деятельным раскаянием. Это означает, что уголовные дела могут быть прекращены только в отношении лиц, совершивших налоговые преступления небольшой и средней тяжести, в случае их добровольной явки с повинной еще до того, как о преступлении стало известно правоохранительным органам. Таким образом, получается, что даже явка с повинной может не спасти налогоплательщика от уголовного преследования. Кроме того, в правительственных поправках предлагается непосредственно в Налоговом кодексе прописать запрет на погашение недоимок после направления материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. «Если законопроект будет принят в таком виде, выхолащивается сама его идея, и он утрачивает тот смысл, на который рассчитывали депутаты, когда его вносили, — считает участвовавший в его подготовке председатель налогового комитета организации «Опора России» Михаил Орлов. — Из трех существенных положений законопроекта авторы правительственных поправок предлагают отказаться от двух позиций. Вопервых, от восстановления деятельного раскаяния в налоговой сфере, когда лицо, впервые привлекаемое к ответственности, полностью возмещает ущерб государству. И вовторых, от возможности привлекать к уголовной ответственности только после того, как государство в лице своих уполномоченных налоговых органов установит факт нарушения законодательства».
«Цель налоговой системы заключается в том, чтобы налогоплательщики работали и платили налоги, а не в привлечении их к ответственности, чтобы они сидели в тюрьме. Милиция считает наоборот: главное — возбудить уголовное дело, получить деньги с бизнесмена, а дальше хоть трава не расти, — уверен один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. — Мы продолжаем последовательную линию на то, чтобы лишить милицию ее наиболее коррупционноемких полномочий. Начало этому процессу было положено в прошлом году, когда поправками к закону «О милиции» органы внутренних дел лишили права приходить к налогоплательщику просто так». По его мнению, обнародование проекта правительственных поправок — свидетельство того, что по законопроекту идет борьба: «Это не позиция Минфина, это предложения МВД, которое выступает против концепции законопроекта».
Сергей Бегляк
№222(22632)
30.10.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →