30 ноября 2009 года. 08:12

Простить или не простить

Госдума и правительство решают, кого прощать за налоговые прегрешения
На сайте Министерства финансов опубликован проект правительственных поправок к принятому Госдумой в первом чтении закону, освобождающему от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших налоговые преступления, в случае если они полностью компенсировали государству недоимку, а также внесли положенные пени и штрафы.

Проект закона, который частично декриминализует налоговые правонарушения, был одобрен Госдумой в первом чтении 16 октября 2009 года. Авторы законопроекта, среди которых председатель Госдумы Борис Грызлов и главы пяти думских комитетов экономического блока, объясняли необходимость поправок к Налоговому, Уголовному и Уголовно­процессуальному кодексам, а также к закону «О милиции» выполнением требований Владимира Путина — прекратить налоговый «террор», и Дмитрия Медведева — перестать «кошмарить» бизнес. С тех пор законопроект получил прямую поддержку главы государства. В по­слании Федеральному собранию президент России заявил: «Поддерживаю рассматривающийся в Государственной Думе законопроект, направленный на исключение уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы. Он не должен подвергаться дополнительным проверкам и со стороны правоохранительных органов».

Прежде всего Минфином предложено повысить пороги налоговых преступлений — крупных и особо крупных. Для юридических лиц крупным размером будут считаться не уплаченные в течение трех лет подряд налоги и сборы на сумму более 1,5 млн руб. (при условии, что недоимка превышает 10 % от подлежащих уплате сумм налогов) либо долг более 4,5 млн руб. Особо крупными признаются преступления, где вышеназванные пороги составляют 7,5 млн руб. (если это превышает 20 % общей суммы налогов) и 20 млн руб. соответственно. И в этих вопросах Минфин и Госдума, кажется, нашли консенсус.

Однако в остальном начались разногласия. В частности, Минфин не поддержал желание депутатов ограничить возможности органов внутренних дел возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. По задумке депутатов, милиция должна была заводить уголовные дела только после представления соответ­ствующих материалов из налоговых органов.

Авторы правительственного проекта поправок возражают и против установления в Уголовно­процессуальном кодексе особого порядка прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям. В частности, депутаты хотели бы дать возможность прекращать уголовное делопроизводство или не начинать его вовсе, если налогоплательщик полностью погасит свою задолженность перед бюджетом. Авторы правительственных поправок в свою очередь предлагают руководствоваться уже суще­ствующим в УПК порядком закрытия уголовных дел, в том числе в связи с деятельным раскаянием. Это означает, что уголовные дела могут быть прекращены только в отношении лиц, совершивших налоговые преступления небольшой и средней тяжести, в случае их добровольной явки с повинной еще до того, как о преступлении стало известно правоохранительным органам. Таким образом, получается, что даже явка с повинной может не спасти налогоплательщика от уголовного преследования. Кроме того, в правительственных поправках предлагается непосредственно в Налоговом кодексе прописать запрет на погашение недоимок после направления материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. «Если законопроект будет принят в таком виде, выхолащивается сама его идея, и он утрачивает тот смысл, на который рассчитывали депутаты, когда его вносили, — считает участвовавший в его подготовке председатель налогового комитета организации «Опора России» Михаил Орлов. — Из трех существенных положений законопроекта авторы правительственных поправок предлагают отказаться от двух позиций. Во­первых, от восстановления деятельного раскаяния в налоговой сфере, когда лицо, впервые привлекаемое к ответственности, полностью возмещает ущерб государству. И во­вторых, от возможности привлекать к уголовной ответственности только после того, как государство в лице своих уполномоченных налоговых органов установит факт нарушения законодательства».

«Цель налоговой системы заключается в том, чтобы налогоплательщики работали и платили налоги, а не в привлечении их к ответственности, чтобы они сидели в тюрьме. Милиция считает наоборот: главное — возбудить уголовное дело, получить деньги с бизнесмена, а дальше хоть трава не расти, — уверен один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. — Мы продолжаем последовательную линию на то, чтобы лишить милицию ее наиболее коррупционноемких полномочий. Начало этому процессу было положено в прошлом году, когда поправками к закону «О милиции» органы внутренних дел лишили права приходить к налогоплательщику просто так». По его мнению, обнародование проекта правительственных поправок — свидетельство того, что по законопроекту идет борьба: «Это не позиция Минфина, это предложения МВД, которое выступает против концепции законопроекта».

Сергей Бегляк
№222(22632)
30.10.2009

Источник: Газета «Речь»