27 ноября 2009 года. 08:50

Особые права

Государство не вмешивается в дело получения водительских прав инвалидами. А частные школы устанавливают свои правила
Что для вас автомобиль? Для одних он — показатель социального статуса; для других — помощник в дачном хозяйстве; для третьих — способ экономить время и успевать сделать за день множество дел. Но есть в нашем городе люди, для которых машина — единственный способ вести полноценную жизнь и быть частью общества. Речь идет об инвалидах, обладающих ясным умом и способностью обслуживать себя, но не умеющих передвигаться без транспортных средств. Невероятно, но факт: этим людям, которые нуждаются в водительских правах больше, чем здоровые сограждане, на порядок труднее получить их.

— Я заведую автошколой уже много лет, но раньше не задумывался, какие трудности у людей с ограниченными возможностями вызывает получение водительских прав, — говорит Андрей Заводчиков, директор школы «Авто­Класс» и президент Вологодской областной ассоциации автошкол. — И вот однажды со мной связался Юрий Слесарев, молодой инвалид. Сказал, что очень хочет научиться водить машину, но сделать это в общем порядке, как все инвалиды, не может, поскольку очень много сложностей. Он попросил нашей помощи, и мы решили пойти ему навстречу. Обучать Юрия мы решили безвозмездно: в нашей автошколе среди учителей много сторонников партии «Единая Россия», сам я тоже к ним отношусь, и мы взяли на себя это обязательство в качестве партийного поручения. Единственное, что ему придется заплатить, — государственные пошлины.

Обучать Юрия пришлось на дому: самому ему трудно выходить из дома; к тому же он не любит находиться в людных местах.

— Юрий потерял способность ходить в результате несчастного случая, — поясняет Андрей Заводчиков. — Поэтому в отличие от тех, кто находится в таком состоянии с рождения, ему тяжело бывать в обществе других людей: ему все кажется, что они смотрят на него с жалостью. Скоро с Юрием начнет заниматься наш психолог и, вероятно, поможет ему преодолеть этот комплекс. Но все же теорию мы решили преподавать ему на дому. Наш преподаватель ходит к нему и читает лекции о правилах дорожного движения, решает с ним задачи из билетов.

Мы посетили занятие вместе с учителем. И были удивлены: в комнате, где живет Юрий Слесарев, ни­что не говорит об особом положении ее хозяина. Обычная мебель: шкаф, кровать, письменный стол; ноутбук, стереосистема. Возле стола — полка с многочисленными инструментами и деталями.

— По профессии я таксидермист, — поясняет Юрий. — То есть мастер по изготовлению чучел. Работаю на дому. А по увлечениям — рыбак и охотник. Когда получу права, планирую купить «Ниву» с полным приводом. Поставлю на нее ручное управление и буду ездить в лес и на реку. Смогу сам забирать с почты материалы для работы, которые я регулярно заказываю. А еще смогу у себя в деревне организовать мастерскую. Там с моей профессией удобнее трудиться, чем в городской квартире.

В том, что права этот ученик получит, преподаватели не сомневаются.

— К сожалению, Юрий не может учиться на нашем тренажере, потому что тренажеров с ручным управлением не существует, — говорит преподаватель Сергей Савченко. — Но у него есть водительский опыт в прошлом; к тому же он очень усердно занимается, хорошо осваивает программу. Поэтому страха перед практическими занятиями у него нет.

— Занятия мы будем проводить на учебном автомобиле с ручным управлением: у нас в городе такая машина всего одна, мы будем арендовать ее у владельца — СТК «Весь», — добавляет директор автошколы. — На следующей неделе у Юрия первое практическое занятие. Водительскую медкомиссию он прошел еще в прошлом году, когда получал документы на лодку. Мы также попросили, чтобы инспектор ГИБДД принял у него экзамен в особом порядке: прямо в машине. Потому что подняться в здание ГИБДД Юрию тяжело.

Директор школы оговаривается: Юрий — особый случай в их практике. Помочь остальным они бы и рады, но у школы не хватает ресурсов. Преподавателю и так приходится тратить на занятия свой обеденный перерыв.

Не каждая автошкола готова взять на себя обязательства по подготовке водителя с ограниченными возможностями. О том, как происходит обучение водителя в спортивно­техническом клубе «Весь» (единственная в городе организация, имеющая учебный автомобиль с ручным управлением), нам рассказала Наталья Давыдова — девушка с ограниченными возможностями.

— Как только я прошла водительскую медкомиссию, сразу отправилась в «Весь», чтобы заключить договор, — говорит она. — Дело было в начале октября. Но там мне сказали, что пока у них занят преподаватель и обучить меня они смогут позже. Я оставила свои координаты, регулярно звоню им, но вот уже в течение почти двух месяцев они все не могут найти на меня время.

Между тем, по словам Сергея Потапкова, председателя клуба, никаких препятствий для инвалидов они не чинят:

— Если у них пройдена медицинская комиссия, то они могут получить у нас права на тех же основаниях, что и остальные ученики: заплатить за обучение (к слову, сумма составляет 16 тыс. руб., никакой скидки для инвалидов не предусмотрено — авт. ). Они так же сдают теорию; практические занятия у них проходят на автомобиле с ручным управлением. Ну а потом — экзамен. Схема у нас отработана: раньше в год проходили пять­шесть таких учеников. В этом году почему­то только один.

В чем причина такого внезапного спада интереса, председатель клуба объяснить затрудняется.

А готов ли клуб предоставлять свой автомобиль другим образовательным учреждениям, если те возьмут ученика с ограниченными возможностями?

— Мы к сотрудничеству готовы, — подтверждает Сергей Потапков. — С «Авто­Классом», например, у нас есть устная договоренность о том, что мы им дадим эту машину. Конечно, предоставлять будем на коммерческой основе, потому что у нас ведь есть расходы и на амортизацию транспорта, и другие.

Череповецким инвалидам еще повезло: хоть одна учебная машина на город есть. В районе с этим делом и вовсе туго.

— Я получал права в общем порядке еще до того, как мне дали инвалидность, — говорит Игорь Беседин, председатель Тотемского отделения общественной организации «Всероссий­ское общество инвалидов». — Потом пришлось просто пройти медкомиссию и сделать отметку о том, что я могу водить только машину с ручным управлением. И остальные наши активисты — так же. А как инвалиду на права сдавать? В той же ГИБДД нет машины с ручным управлением. Раньше специальная школа в Вологде была, при ДОСААФе; да она уже вроде давно не работает.

Впрочем, права, как бы сложно ни было их получить, — еще только половина проблемы. Вторая — получение самого транспортного средства.

— Наши подопечные — люди небогатые, — говорит Маргарита Грушина, координатор фонда помощи инвалидам­колясочникам «Храбрые русские сердца». — К тому же на лечение и обеспечение комфорта человеку с таким заболеванием или травмой требуется очень много средств. Например, установка специальных приспособлений в ванную уже обойдется в такую же сумму, как подержанное авто.

С 2005 года инвалиды с нарушением опорно­двигательного аппарата уже не обеспечиваются автомобилем за счет государства. Поэтому надеяться остается на собственные силы.

Но допустим, машину все же купили (подарили, завещали, взяли в кредит и т. п.). Тут же возникает вопрос: как переоборудовать ее на ручное управление?

С этим вопросом мы вновь обратились к Игорю Беседину. Игорь Иванович уже несколько лет подряд организует в своем городе автомобильные соревнования для людей с ограниченными возможностями, на которые приезжают участники со всей Вологодской области.

— Мне в нашей области известен только один автосервис, где ставят ручное управление, — он находится в Вологде, на улице Батюшкова, и принадлежит вологодскому отделению ВОИ, — говорит он.

Узнать номер телефона автосервиса в справочной службе не составило труда. Там подтвердили: да, оборудовать автомобиль можем. Но только отечественный и легковой.

— Ручного управления на иномарки в природе не существует. Для «Жигулей», «Оки», «Волги» — пожалуйста. На «Оку» у нас в наличии есть, поставим хоть сегодня. А на остальные надо заказывать. Обойдется оно где­то в 15 тысяч. И еще 3900 мы берем за установку.

Как известно, спрос рождает предложение: если бы частные автошколы увидели выгоду в обучении людей с ограниченными возможностями, в городе могла бы появиться такая услуга. Но несмотря на то, что в Череповце проживают около 400 инвалидов­колясочников, очень немногие из них способны купить автомобиль, заплатить 16 тысяч за права и еще почти 20 — за переоборудование машины. А тем немногим, кто сможет, остается надеяться только на добрую волю частных автошкол. Причем далеко не каждая из них согласится обучать особого ученика на дому и договариваться об аренде машины и особом порядке приема экзамена в ГИБДД.

Алена Андреева
№221(22631)
27.10.2009

Источник: Газета «Речь»