Область доплатит за пригород
Северная железная дорога и правительство Вологодской области наконец начали договариваться о компенсациях за пригородные перевозки. В течение последних четырех лет область никак не помогала железнодорожникам в возмещении затрат на заведомо убыточное направление работы. Перевозчики, в свою очередь, покрывали издержки путем повышения тарифов. В результате сегодня Вологодчина — самый дорогой в сравнении с соседями регион для путешествий на пригородные расстояния. Начнется ли снижение цен, если железная дорога будет получать бюджетные средства?
Последний раз железнодорожники повышали тарифы на пригородные перевозки в Вологодской области в начале этого года. Тариф был установлен на уровне 13 рублей за зону, то есть за 10 км пути. В пересчете на конкретные расстояния это означает, что, к примеру, доехать от Череповца до Вологды пригородной электричкой сегодня стоит 169 рублей. В этом случае поезд пройдет 13 зон, каждая стоимостью по 13 рублей. Живи мы, например, в Ивановской или Ярославской области, где одна зона стоит 9 — 10 рублей, за то же самое расстояние пассажир заплатил бы 117 или 130 рублей.
Все дело в том, что во всех регионах деятельности Северной железной дороги (Ивановская, Архангельская, Ярославская, Костромская и т. д.) за исключением Вологодской области существуют соглашения железнодорожников и местных властей о компенсациях. Немного теории. Согласно закону существуют два варианта организации пригородных перевозок. Первый: власти регионов сами регулируют тариф на пригородные перевозки, устанавливая его ниже себестоимости, но при этом покрывают затраты перевозчиков. Второй: если регион отказывается компенсировать убытки, железная дорога сама устанавливает тариф (он будет заведомо выше, чем в первом варианте), а также имеет право сократить количество поездов или вообще закрыть отдельные маршруты. Именно второй вариант и используется на Вологодчине.
Учитывая то, что по итогам 2009 года в целом Российские железные дороги показывают не самые лучшие финансовые результаты, а конкретно на череповецком направлении резко упал грузопоток и, соответственно, прибыль, вопрос с пассажирским «пригородом» встал ребром.
Вицегубернатор Вологодской области Николай Костыгов провел встречу с вицепрезидентом ОАО «РЖД» Алексеем Воротилкиным, где речь шла о начале взаимодействия по вопросам компенсации перевозок. Стороны подтвердили, что намерены перейти к тому варианту, который используется в соседних областях. Правительство Вологодчины готово компенсировать 50 % выпадающих доходов от перевозки пассажиров на пригородных маршрутах и утвердить экономически обоснованные тарифы. «Можно сказать, что был заключен договор о намерениях, — объясняет пресссекретарь вологодского отделения Северной железной дороги Лилия Сенченко. — Сейчас рабочая группа будет решать главный вопрос: как считать наши убытки. Есть разные методики, разные подходы. Правительство затем должно сформировать госзаказ на организацию транспортного обслуживания населения. Возможно, власти захотят компенсировать перевозки только на социально значимых маршрутах, а не на всех. Нюансов здесь много. Я думаю, речи об уменьшении тарифа на следующий год не пойдет. Скорее речь будет идти о его неповышении или о неповышении на значительные цифры».
Как рассказал «Речи» председатель комитета по транспорту и связи области Владимир Кравчук, графики отправлений и расписание поездов в связи с изменениями схем финансирования меняться не будут. «Сейчас идут расчеты этой схемы, впереди гигантская работа, — говорит чиновник. — Проблема в том, что в результате реформы железной дороги у них образовалось множество подразделений. Подразделение, которое занимается пригородными перевозками, своего ничего не имеет. Вагоны — в вагонном депо, локомотивы — в локомотивном и так далее. Каждое подразделение должно зарабатывать. Железнодорожники назвали сумму в 200 млн рублей, необходимую, чтобы они могли работать безубыточно на пригородном направлении. Но для нас это страшная цифра. Мы говорим, что быть такого не может. Будем садиться за стол переговоров и считать вместе».
За 10 месяцев 2009 года на пригородных направлениях в Вологодской области железнодорожники перевезли около 1,5 млн человек, в том числе 430 тыс. различных льготников и 150 тыс. школьников и студентов.
Андрей Ненастьев
№219(22629)
25.10.2009
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →