Уроки — понятие растяжимое
Чиновники сочли труд, музыку и физкультуру предметами, не «нагружающими» школьников
Количество уроков по этим предметам может быть увеличено, — сообщил на днях министр образования и науки Андрей Фурсенко. А чтобы количество часов в неделю не увеличивалось, такие предметы могут быть исключены из учебного плана — это позволит, например, проводить по пять уроков физкультуры в неделю, не нарушая санитарных норм. Таким образом, к основным занятиям в школе ребятам могут добавится одиндва дополнительных урока. «Труд, музыка и физкультура не несут нагрузки, и их можно ставить в конце учебного дня ребенка, разнообразив за счет игровых форм, — отметил министр. — Вместе с тем посещение таких занятий должно быть обязательным».
Увеличивать часы физкультуры и других предметов необходимо, но урезать изза этого учебный план по другим предметам не стоит — так решили в Министерстве образования. Министерская инициатива, таким образом, предстала в виде палки о двух концах: с одной стороны — дети будут более развитыми, в том числе и в физическом отношении, зарплата учителей увеличится за счет дополнительных уроков; с другой стороны — нагрузка ребенка в средней школе сейчас и так очень велика, если учесть время, посвященное домашней работе, а при введении дополнительных занятий учебный день неизбежно растянется на 7 — 8 часов.
О том, когда планируется претворять в жизнь инициативу, пока точной информации нет. Однако отношение к возможным новшествам у череповчан негативное: зачем чрезмерно нагружать детей, если учебные программы и сегодня многим даются нелегко?
— У нас в школе один спортивный зал, а классов — 30. Если мы будем проводить физкультуру чаще, чем два раза в неделю, — где дети будут заниматься? К тому же я считаю, что такие предметы, как рисование, музыка, труд, — это не для развлечения детей. Конечно, здесь ребенок испытывает другую нагрузку, нежели на уроках математики, скажем, эмоциональную — но она остается нагрузкой, — считает директор школы № 26 Татьяна ВЯЧЕСЛАВОВА. — А если говорить в целом? У нас в начальной школе, например, не разрешают сдвоенные уроки. Какая нагрузка ложится на ребенка при подготовке, если каждый день у него шесть уроков разного направления? Программа очень сложная, я хорошо вижу, насколько ребятам трудно. Мы както подсчитали, что «рабочий день» у ребенка с учетом домашней подготовки превышает рабочий день взрослого. Если дети хорошо учатся — до ночи занимаются.
В управлении образования возможные перемены тоже воспринимают далеко не с радостью. Но если государство перепишет свои стандарты, школе придется подстроиться.
— Эти дисциплины входят в образовательный стандарт, и просто так выбросить их оттуда нельзя. Если мы получим соответствующие документы об изменении стандарта, мы будем вынуждены выполнять эти требования, — комментирует начальник отдела общего и дополнительного образования Антонина БЕЛЯЕВА. — Как только мы получим разъяснения министерства, тогда можно будет говорить предметнее.
Сама Антонина Константиновна считает, что 7 — 8 уроков для ребенка — это огромная нагрузка. По ее мнению, сегодня дети и так перегружены, и каждый шаг в этой области должен сопровождаться подробнейшими консультациями со специалистами: медиками, педагогами, психологами. Существующая программа разрабатывалась несколько лет, при ее составлении было учтено все, в том числе и то, что наибольшая продуктивность деятельности головного мозга у подростков — с 10 до 12 часов. Именно поэтому первыми уроками часто ставят труд, музыку и физкультуру. Согласны с управлением образования и специалисты Роспотребнадзора.
— У нас есть нормирование по максимальной учебной нагрузке в течение дня по санитарным правилам, которые разработаны для каждого класса в зависимости от пяти или шестидневной учебной недели, — объясняет Галина ЛЕБЕДЕВА, ведущий специалистэксперт отделения по надзору за детскими и подростковыми учреждениями. — И есть такое нормирование, как нагрузка в течение дня, определяемая шкалой трудности предметов. Так как работоспособность в течение дня у ребенка разная, идет чередование предметов с максимальной и минимальной нагрузкой, чтобы не было утомляемости.
Оказывается, музыка и физкультура, а также труд и рисование действительно по этой шкале имеют небольшое количество баллов. Но они необходимы в том числе и для того, чтобы «разбавлять» сложные предметы; особенно это актуально для начальной школы. По словам Галины Сергеевны, если предметы выводятся за рамки учебного плана, должен появляться дополнительный перерыв. Если вводить предметы в качестве дополнительных занятий, то перерыв между ними должен составлять 45 минут. Таким образом, построить учебный день с учетом новых правил можно, но он окажется очень долгим — около 7 — 8 часов. А проводить большую часть дня в стенах школы вредно для ребенка — таково мнение череповецких медиков из детской городской больницы.
— Детям, наоборот, нужно больше отдыхать вне школы, больше времени проводить с родителями — ребята в школе устают, — считает Елена МЯСНИКОВА, заместитель главного врача по эпидемиологической работе, кандидат наук. — Недопустимо, чтобы были окна в течение дня — за перерыв даже в 45 минут ребенок не сможет ни поесть, ни отдохнуть, ни переодеться: в среднем череповецкий ученик тратит на дорогу к школе около тридцати минут.
По мнению Елены Борисовны, в городских условиях это нововведение вряд ли целесообразно: все дети и так посещают дополнительно и художественные, и музыкальные, и спортивные школы.
Большинство специалистов сходятся во мнении: если и вводить в школах дополнительные уроки, то не стоит делать их обязательными; а вот в качестве факультатива они могут быть полезны. В отличие от обязательного режима, который сразу вызовет недовольство и родителей, и самих педагогов.
Елена Срапян
№219(22629)
25.10.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →