23 ноября 2009 года. 22:11

Здоровье работника — «здоровье» производства

Почему профессиональные заболевания в Череповце выявляются крайне редко
Мы продолжаем наши публикации в рамках проекта газеты «Речь» «Среда обитания». Это статьи, посвященные экологической ситуации в городе и экологической деятельности предприятий по следующим темам: вода, земля, воздух, профессиональные заболевания, экология рабочего места. Сегодня мы будем говорить о профессиональных заболеваниях и экологии рабочего места — эти две темы тесно взаимосвязаны. Для нашего промышленного города они всегда будут остро актуальными, поскольку нет такой работы, которая бы не влияла на здоровье человека. Власти Череповца, области, руководители промпредприятий предпринимают огромные усилия для того, чтобы наша среда обитания, в том числе производственная, стала чище, комфортнее и безопаснее. Насколько эффективны эти меры?

Жителей Череповца, как и любого другого крупного промышленного города России, вряд ли может отличать богатырское здоровье. Причины объективны, ведь мы с вами живем и работаем в среде, где сконцентрированы не фабрики по выпуску конфет, а предприятия металлургии, химии, деревопереработки, стройки. Президент Дмитрий Медведев в числе приоритетных национальных проектов назвал сбережение российского народа. Губернатор Вячеслав Позгалев придерживается позиции, что бизнес в нашей области должен быть социально ответственным, а бюджет — социально ориентированным. Мэр Олег Кувшинников назвал самой приоритетной для Череповца в период кризиса задачей сохранение качества жизни и здоровья населения. Если так, то народ должен быть здоров и не должен превратиться в средство производства продукции. Сегодня мы обращаемся к непростой, но остро актуальной для Череповца теме профессиональных заболеваний. Как решает эту проблему наш город?

Тема профессиональных заболеваний в мире является неизбежно конфликтной, поскольку капиталистический строй (а мы с вами живем в условиях капитализма) нацелен на извлечение прежде всего прибыли. Вспомните знаменитый фильм, где Чарли Чаплин на конвейере закручивает гайки. В современном российском обществе власть и бизнес пытаются разрешить этот конфликт, как говорят политики, в конструктивном диалоге, найти баланс интересов. Бизнес, зарабатывая прибыль (все­таки от нее зависит и пополнение наших бюджетов), в добровольном порядке берет ориентир на социальную защиту работника. Власть — стремится к улучшению качества жизни граждан. В Череповце в учреждениях и на производствах работают примерно 150 000 человек, то есть половина населения города. Ни прибыли, ни качества жизни не получится без сбережения здоровья этого самого населения. И важную роль в решении этой задачи играет среда обитания, то, как она влияет на здоровье человека.

Совершенных с точки зрения здоровья человека условий труда в производстве не может быть в принципе. Они всегда создают риск формирования каких­либо заболеваний — таков современный взгляд медицины.

Термин «среда обитания человека» в санитарно­гигиеническом законодательстве имеет очень широкое толкование. Он охватывает всю нашу с вами жизнь, где бы мы ни находились, что бы ни делали. Приходим домой — попадаем под влияние городской среды обитания, идем на работу — производственной.

Среда обитания на производстве обусловливается рядом факторов. Их источниками являются технологическое оборудование, сырье, материалы, то есть те технологии, которые реализуются в черной металлургии, химической индустрии и т. д. Все факторы включены в санитарно­гигиеническую классификацию.

Химические факторы — это вещества, которые применяются или образуются в качестве промежуточных продуктов, например, серная кислота, сера, аммиак.

Физические — шум, вибрация, ультразвук, микроклимат (освещение, неионизирующие излучения, ионизирующие, аэрозоли).

Биологические — возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний, которые могут передаваться от человека к человеку, от животных к человеку через предметы общего пользования (санитарные приборы), через переносчиков (клещи, тараканы, мухи и т. д.). В их числе и санитарно­бытовые условия (туалеты, душевые).

Психофизиологические — тяжесть и напряженность труда.

Приведем несколько примеров.

Взять такую, казалось бы, безобидную технику, как компьютер с множительным устройством (передает изображение на бумагу с помощью фотохимической реакции). Между тем вред есть. Нет, вреден не сам компьютер или принтер, а вещества, попадающие в воздух (пусть и в микроколичествах); излучения, которые возникают при его работе; шум; напряжение зрения, которое испытывает человек, следящий за изображением на видеотерминале; сидячая рабочая поза; напряжение мышц кисти и предплечий, возникающее при работе с «мышкой» или клавиатурой.

Если говорить о химических факторах — в воздухе цехов промышленных предприятий присутствуют десятки химических веществ, каждое из которых имеет свою степень токсичности, свои особенности действия. Попадая в организм через органы дыхания, кожные покровы, желудочно­кишечный тракт, эти вещества вызывают повреждения многих внутренних органов и систем. Многие вещества обладают аллергическими, канцерогенными, раздражающими свойствами, способны приводить к развитию фиброза легких, вызывать мутации в наследственном аппарате клетки.

Есть специфичные производства, где люди напрямую попадают под влияние биологических факторов: врачи, медработники в родильных домах, хирургических стационарах, поликлиниках (чихающие, кашляющие пациенты), в противотуберкулезных диспансерах. Биологические факторы присутствуют и на сельхозпредприятиях, на предприятиях по мясопереработке (люди работают с «открытой» кровью животных). Строительно­монтажные фирмы возводят объект в чистом поле, где «гуляют» клещи.

Даже питьевая вода может стать вредным биологическим фактором, если в нее попадет возбудитель какого­либо инфекционного заболевания. Простой кондиционер на рабочем месте может стать, допустим, источником леогинеллеза — тяжелого инфекционного заболевания. Леогионелла живет в речной воде. Если мы ее «съедаем», она безопасна. Вдыхаем — при неправильной эксплуатации кондиционера с функцией увлажнения — может быть опасна. В кондиционерах могут создаваться условия для размножения возбудителей в больших количествах. Вдыхание аэрозоля, содержащего большое количество этих микроорганизмов, вызывает заболевание, сопровождающееся сильной интоксикацией, поражением центральной нервной системы, вероятно развитие пневмонии. В 2007 году в Свердловской области в открытую систему горячего водоснабжения попал такой возбудитель, пострадали около ста человек.

Возьмем элементарные бытовые условия. Человек идет после смены мыться — попадает под влияние биологического фактора. Если такие режимные требования, как дезинфекция, вентиляция, не соблюдаются, то в душевых и бытовках может появиться плесень, грибок, что приведет к возникновению заболеваний.

Все производственные факторы нормируются по отношению к здоровью человека, подлежат измерению, оценке, поскольку они могут вызывать заболевания, в том числе и профессиональные.

В настоящее время от 20 до 40 % трудопотерь обусловлено заболеваниями, прямо или косвенно связанными с условиями труда. Любой фактор производственной среды либо является прямой причиной развития профессионального заболевания, либо — одной из причин развития общих заболеваний. Такие заболевания считаются производственно обусловленными. Отделить одно от другого бывает крайне трудно. Возьмем, к примеру, «безобидный» шум. Шум — мощнейший стрессовый фактор для центральной нервной системы. Даже в Кодексе об административных нарушениях РФ есть статья, предполагающая административную ответственность (и штрафы) «за нарушение тишины и покоя граждан».

Прямое действие интенсивного (превышающего нормативы для рабочих мест) шума проявляется в возникновении атрофических изменений в нервных структурах головного мозга, воспринимающих и проводящих звуковые колебания. Следствием этого воздействия является профессиональное заболевание, именуемое тугоухостью.

Общее действие шума на центральную нервную систему проявляется в разбалансированности работы практически всех органов и систем — это по­следствия стресса. Работающий в условиях шума человек будет чаще страдать бессонницей, повышенной утомляемостью, раздражительностью, снижением иммунитета, как следствие — гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, другие серьезные заболевания.

Кстати, общие заболевания не являются профессиональными, так как производственный фактор не единственная причина их возникновения, хотя и очень важная.

Другой пример. В запыленном производстве люди чаще будут болеть простудными заболеваниями. Чаще, поскольку пыль раздражает слизистую оболочку дыхательных путей, делает их более восприимчивыми к вирусным и бактериальным агентам. Сама же пыль может стать причиной возникновения профессиональных заболеваний — пылевого бронхита, пневмокониоза легких, силикоза, бронхиальной астмы, рака легких.

Чтобы установить статус заболевания — общее оно или профессиональное, — нужно пройти серьезную процедуру диагностики.

В России люди болеют реже,чем в Дании?

В нашей стране ежегодно впервые устанавливается диагноз «профессиональное заболевание» примерно 12 — 8 тысячам человек. И год от года количество таких диагнозов снижается. Ситуация в мировом сообществе совершенно иная. В Дании профессиональные заболевания регистрируются в 40 раз чаще, в США — в 20 раз, в Финляндии — в 13, в Германии — в 3,5 раза.

По официальной статистике, в нашей стране на 10 тысяч работающих приходится 3 — 1,5 случая таких заболеваний в год.

В Череповце в период с 2004 по 2008 годы зарегистрировано 213 таких случаев (см. таблицу). Причем уровень профессиональной заболеваемости в нашем городе выше российских показателей практически в два раза. О чем это говорит? О том, что диагностика профзаболеваний в Российской Федерации в целом на крайне низком уровне, а в Череповце она лучше. И тому есть свои причины.

Во всех развитых государствах, в том числе и в нашем, профессиональное заболевание — это страховой случай. Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в нашей стране вступил в действие с 1997 года. Каждый работодатель страхует своего работника, отчисляя в Фонд социального страхования определенную сумму. Сумма зависит от степени вредности и опасности производства. Например, у педагогов она низкая, у металлургов — высокая (хотя и здесь есть о чем поспорить). За утраченное в профессии здоровье предполагается компенсация. Существующий в России порядок выявления профессиональных заболеваний и получения социальных выплат не сложнее и не проще, чем в других странах, он просто свой. О его недостатках можно рассуждать, но, скажем, наш механизм весьма схож с тем, что принят в Финляндии (по всем меркам высокодоходной стране).

Во­первых, процедура диагностики достаточно громоздка. Подтвердить диагноз могут только специализированные структуры — Центры профессиональных патологических заболеваний. В России существует сеть таких центров в крупных регионах. Они есть в Москве, Санкт­Петербурге, Ярославле, Архангельске, Перми, Свердловске. В основном они приближены к промышленным центрам. В Вологодской области такого центра нет — он в стадии создания, поэтому наши больные направляются в основном в Санкт­Петербург. Право поставить диагноз «профессиональное заболевание» может быть дано далеко не любому медицинскому учреждению. Для этого оно должно иметь высокий статус, требования предъявляются как к медицинскому научно­исследовательскому учреждению. Центр должен быть оснащен соответству­ющим образом, специалисты должны иметь необходимую квалификационную подготовку. Узкоспециализированный врач, допустим, невролог — иметь еще одну специализацию, профпатолог. И только тогда он становится Центром профпатологии и получает лицензию на право установления связи заболевания с профессией.

Следует отметить, что во многих европейских странах диагноз «профессиональное заболевание» может быть установлен простым врачом­профпатологом. Конфликтные случаи решаются в судебном порядке. Наша система, казалось бы, безапелляционна, но случаи, когда Центр отказывал в установлении диагноза, а человек оспаривал его через суд, существуют. Далее диагноз устанавливался или отвергался в профцентре более высокой инстанции.

Во­вторых, доступность медицинской помощи в установлении диагноза «профессиональное заболевание» недостаточно высока, поскольку несовершенно первичное звено их выявлений. И это тема отдельного разговора. Заметим лишь, что Череповец работает в этом направлении более профессионально, чем другие регионы России. В Череповце практически в каждом учреждении есть терапевты и врачи других специальностей, обученные по профпатологии (другое дело, что врачи не всегда хотят этим заниматься).

— Мы боремся за это всю свою жизнь, — говорит Ирина Харлова, зам. начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Череповце. — И благодаря этой борьбе нам удалось не похоронить в Череповце профпатологическую службу. Она не идеальна. Но на сегодня профессиональные заболевания диагностируются не только на предприятиях черной металлургии и строительной отрасли, но и на предприятиях общественного питания, в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, на химических предприятиях, в деревообработке, лесозаготовительной отрасли, на транспорте. Более80 % профессиональных заболеваний Вологодской области диагностируются в Череповце. И это говорит о том, что профпатологическая служба функционирует, хотя проблем больше, чем побед.

Сохранение и укрепление здоровья трудящихся — одна из важнейших функций государства, составляющая основу государственной социальной политики. Как сказал академик Николай Измеров (ГУ НИИ медицины труда РАМН), «в настоящее время ежегодно в России 190 тысяч человек умирают от воздействия вредных и опасных производств и15 тысяч — в результате полученных производственных травм. Досрочно на пенсию выходят 180 тысяч человек, занятых в производстве». Несомненно, все это сказывается на трудовом потенциале страны, поскольку 30 % умерших — россияне в трудоспособном возрасте. Индикатором здоровья общества является состояние здоровья каждого отдельно взятого работника. Ведь именно это определяет качество трудовых ресурсов, демографическую ситуацию в стране. Какие меры могут нам помочь? Полный охват всех работающих в экономике, в том числе на предприятиях малого и среднего бизнеса, базовыми мероприятиями оздоровления, такими как первичная профилактика профессиональных и связанных с работой заболеваний. Работники и работодатели должны быть заинтересованы в выстраивании национальной политики охраны здоровья работающих. Безусловно, свою положительную роль должны играть национальные программы здоровья. И такие в стране есть. В промышленном Череповце каждое крупное предприятие — металлургии, химии, деревообработки — имеет свою индивидуально разработанную программу. Например, в металлургии это «Здоровье «Северстали». Действует и городская программа «Здоровый город» (являющаяся неотъемлемой частью национальной программы «Здоровые города России»).

Всемирной организацией труда были сформулированы три задачи в этом направлении:

— укрепление и поддержание здоровья работающих и их трудоспособности;

— улучшение производственной среды и трудового процесса для максимального обеспечения безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте;

— совершенствование организации и культуры труда для достижения безопасности на рабочем месте, что способствует созданию позитивного социального климата, увеличению производительности труда и повышению качества выпускаемой продукции.

Профпатология является одной из фундаментальных составляющих многопрофильной службы по медицине труда. Врач­профпатолог — одна из краеугольных профессий в команде специалистов сферы здравоохранения.

В следующих номерах газеты «Речь» мы продолжим разговор на тему профессиональных заболеваний и экологии рабочего места. Остановимся на таких вопросах: как и с чего начинается диагностика профессионального заболевания; в чем разница между острым профессиональным заболеванием и хроническим; какое влияние оказывает на наше здоровье образ жизни.

Татьяна Ковачева
№218(22628)
24.10.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей

До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт

Последнее в рубрике

Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией

Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа