20 ноября 2009 года. 11:37

Дмитрий Медведев: «Школа станет центром информации и творчества»

В ближайшее время наши школы изменятся — об этом 12 ноября президент РФ Дмитрий Медведев рассказал в своем выступлении с ежегодным По­сланием к Федеральному cобранию. В нашем городе уже реализуется программа «Цифровая школа XXI века», которая станет частью более масштабной стратегии под названием «Наша новая школа». Новая политика в сфере образования должна охватить все ее стороны — и материальное обеспечение, и учебные программы, и саму структуру некоторых учебных заведений. Что думают о грядущих переменах череповецкие педагоги?
В Череповце о стратегии «Наша новая школа» заговорили уже давно — с 2009/2010 учебного года начинаются изменения в образовательном процессе. Для страны вопросы образования имеют ключевое значение, считает Дмитрий Медведев, поэтому необходимо заниматься его реформированием. Внимание будет сосредоточено на сохранении здоровья ребенка, развитии его как творческой личности, на доступности обучения — последний аспект очень важен как для инвалидов, так и для жителей малонаселенных районов. Об основных направлениях «Нашей новой школы» президент рассказал 12 ноября в рамках выступления с ежегодным Посланием к Федеральному собранию.

— В прошлогоднем По­слании мною была озвучена идея, и было дано поручение подготовить инициативу «Наша новая школа». Сегодня я назову основные положения этой инициативы, она подготовлена.

Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе обсуждения статьи я получил массу откликов о школьном образовании, очень много об этом пишут, потому что это связано с каждым из нас. Их смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

В чем заключается суть инициативы и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Уже в 2010 году, а этот год, я напомню, объявлен Годом учителя, мы, во­первых, разработаем и введем новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.

Кроме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.

Второе. Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий. Это давно пора сделать. Они начнут использоваться по­всеместно уже с 2011 года. Задача сконструировать так называемое «умное» здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием. Все школы будут иметь доступ уже не к обычному, а к широкополосному Интернету.

Уже в следующем году будет введен новый норматив занятий физкультурой — не менее трех часов в неделю, и обязательно с учетом индивидуальных особенностей детей. Вообще все нужно делать с учетом индивидуальных особенностей детей и со­временных научных знаний о ребенке.

Особая задача — создание безбарьерной школьной среды для детей­инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем.

Третье, что мы должны сделать, — расширить самостоятельность школ, причем как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учетом качества работы, контрактные условия труда.

Четвертое. Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам — доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, вообще в целом для российской провинции.

Пятое. Систему педагогического образования также ждет серьезная модернизация. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Мы начнем привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей.

Я рассчитываю на то, что эта инициатива («Наша новая школа») станет не просто очередным ведом­ственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества. Это нам всем очень нужно.

Программу школьных преобразований, изложеннуюДмитрием Медведевым, комментируют череповецкие педагоги.

Марина БАРАБАНОВА, заместитель директора лицея «АМТЭК» по учебно­воспитательной работе:

— О программе развития мы разговаривали с родителями еще в конце мая. Проект, который реализуем мы, — «Цифровая школа XXI века» — является частью проекта «Наша новая школа». Поэтому все, чем мы занимаемся в последние годы, попадает под новую программу. И новые технологии, и творческое развитие детей — все это присутствует в наших образовательных программах.

Кроме этого, мы активно участвуем в конкурсных программах нацпроекта «Образование» — а ориентация на получение грантов в программе «Наша новая школа» обозначено отдельно — и выигрываем: три года назад лицей, будучи еще школой№ 37, стал победителем нацпроекта. О получении автономности, о чем говорил президент в своем обращении, мы слышали, но на данный момент нет никакой конкретной информации по этому поводу.

Татьяна СЕМЕНОВА, заместитель директора школы № 1 по учебно­воспитательной работе:

— Мы также являемся победителями нацпроекта «Образование», поэтому у нас сейчас обсуждаются вопросы о том, как сделать образование более «прозрачным»: об этом аспекте как раз говорится в проекте «Наша новая школа». Скорее всего, на базе школы будет создан ресурсно­методический центр, который расширит наши возможности, — такая практика уже давно существует в других городах России.

Что касается самой новой системы, хотелось бы сказать следующее. Да, у нее много достоинств, но есть и недостатки — в частности, на нашей школе сказалось изменение штатного расписания. Мы сократили хорошего специалиста — социального педагога, и теперь проблемы поведения учеников легли на плечи учителей. Конечно, сразу проявились последствия, стало больше прогулов. Не очень понятна и новая система оплаты труда. Словом, на нововведения многие педагоги в данный момент реагируют не очень положительно: то, что они сейчас видят на практике, пока далеко от совершенства.

Нина БАБКЕВИЧ, заместитель директора школы № 2 по учебно­воспитательной работе:

— Многие из направлений, указанных в программе, мы и сейчас реализуем — ведь образование не стоит на месте, оно постоянно развивается. Это касается и спорта, и развития творческих задатков. А проект «Наша новая школа» вызывает много вопросов — в частности, момент о перепрофилировании специалистов из других сфер в педагогов. Может ли человек преподавать в школе, отучившись на кратковременных курсах? Это очень серьезный вопрос, педагогика — сложная профессия.

Мария СОРОКИНА, заместитель директора школы № 4 по учебно­воспитательной работе:

— Заместителем директора я работаю не так давно, все предыдущие годы моей педагогической практики были посвящены начальному образованию детей. Что касается изменений именно на этой ступени обучения, то здесь можно сказать следующее: нам был представлен проект по начальной школе, и в нем масса положительных моментов — и единая развива­ющая система, и многое другое. Остальные нововведения также будут полезными для нашего образования, хотя есть и несколько спорных моментов.

Галина УШЕНИНА, заместитель директора школы № 8 по учебно­воспитательной работе:

— Сложно говорить о кардинальных переменах — мы и так постоянно развиваемся, работаем с новыми образовательными программами. Наша школа изначально была создана по инициативе родителей, которые хотели создать своему ребенку определенные условия обучения. Поэтому я одобрительно отношусь к той части послания Президента, где говорится очастных школах: действительно, у родителей ребенка всегда должна быть возможность выбора.

Елена Срапян
№215(22625)
19.10.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей

До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт

Последнее в рубрике

Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией

Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа