17 ноября 2009 года. 08:03

Транспортный налог: базовые ставки удвоены

Региональные власти вправе их увеличить или уменьшить
В минувшую пятницу Госдума приняла в окончательном чтении поправки к Налоговому кодексу, в соответствии с которыми базовые ставки транспортного налога поднимаются в два раза. В столице это вызвало бурную реакцию среди автовладельцев. Чем обернется повышение ставок для владельцев «народных» автомобилей в Череповце?

К примеру, сейчас для «народного» автомобиля (до 100 л. с.) базовая ставка 5 руб. за 1 л. с., с 1 января 2010 года — 10 руб. Но как объясняют столичные эксперты, повышение базовой ставки в два раза не приведет к автоматиче­скому увеличению нагрузки на владельцев легковых автомобилей. Все будет зависеть от того, какое решение примут региональные власти. Обратимся за комментариями к нашим депутатам.

— Регионы сегодня имеют право поднимать ставки в пять раз и уменьшать в пять раз. А по новой редакции закона — уменьшать в десять раз, поднимать не более чем в пять раз, — говорит Алексей Канаев, зам. председателя комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Вологодской области. — На сегодня какого­либо проекта в Законодательное собрание области, который был бы направлен на повышение ставок транспортного налога, не поступало. Моя личная позиция: в условиях кризиса, когда сократились доходы людей, поднимать транспортный налог, пусть даже бюджету тяжело, было бы преждевременным.

К слову, напомним, ставки транспортного налога в нашем регионе уже повышены с 1 января 2009 года. Причем повышены серьезно, и для так называемых «народных» автомобилей. По итогам 2009 года владелец авто с мощностью двигателя до 100 л. с. заплатит за 1 л. с. 25 руб. (было 14 руб.); от 100 до 150 л. с. — 35 руб. (было 25 руб.). Ставки для автомобилей с большей мощностью не тронуты.

— На сегодня у нас дей­ствуют ставки налога 2009 года. Если раньше на максимально возможном уровне были установлены ставки для машин мощностью свыше 150 л. с., то сейчас, в силу дефицита бюджета, было принято решение повысить ставки для машин до 100 л. с. и от 100 до 150 л. с. Право повышать ставки не означает немедленного действия. Учитывая реалии экономической ситуации, а наша область сильно по­страдала от кризиса, перекладывать сегодня бремя налогов на граждан нельзя. К слову, на мой взгляд, гораздо более справедливой будет система, когда транспортный налог закладывается в цену бензина, как это делается на Западе. Ведь чем мощнее машина и чем чаще ею пользуется соб­ственник, тем она больший вред наносит окружающей среде, дорогам. Вопрос этот обсуждается, но реализация схемы сопряжена с определенными сложностями в администрировании, в механизме, обеспечива­­ющем собираемость налога.

Заметим, транспортный налог полностью поступает в городскую казну. Поэтому городские власти заинтересованы в уровне его собираемости.

А теперь подсчитаем для примера сумму налога на «народный» автомобиль. «ВАЗ 2115» (78 л. с.): в 2008 году налог составил 1092 руб.; по итогам 2009 года с учетом регионального повышения — 1950 руб. За «Волгу 31105» в 2008 году владелец заплатил 1834 руб. налога; по итогам 2009 года заплатит 4585 руб.

По итогам 2009 года ставки транспортного налога в Вологодской области вряд ли изменятся. Но у депутатов областного парламента есть право их изменить с учетом удвоения базовых ставок на федеральном уровне по итогам уже 2010 года.

Татьяна Ковачева
№213(22623)
17.10.2009

Источник: Газета «Речь»