Лифты на связи GSM
Мы, жители городских многоэтажек, ежедневно пользуемся великим благом цивилизации — лифтами, но практически их не замечаем. Они — нечто само собой разумеющееся, как перила на лестницах. Что мы знаем о лифтах? Ничего, кроме страшилок. Вроде того, что двери лифтовой шахты могут случайно открыться без кабины и пассажир провалится в пустоту. Или что канаты, поднимающие лифт, могут оборваться и кабина рухнет вниз. Напичканная вот такими фантазиями, я пришла «в гости» к сотрудникам ООО «Череповецлифтсервис», которому в ноябре исполняется 11 лет. Они мифы развенчали: «Быть того не может!», но поведали реальность, которая оказалась еще меньше похожей на правду: череповецкие лифты управляются через Интернет.
Ощущение ирреальности у меня возникло при посещении «мозгового центра» лифтового хозяйства — диспетчерской. Посреди беседы в помещении вдруг раздалось: «Внимание, проникновение в машинное отделение! Внимание, проникновение в машинное отделение!» Голос был очень громкий, четкий и какойто… нечеловеческий. Такими голосами разговаривают роботы в фильмахкатастрофах.
— Кто это сказал?
— Не «кто», а «что», — поправил меня Михаил Кравченко, начальник участка автоматизированных систем управления и связи. — Это компьютер сказал, система. Включен GSMканал, и работает голосовая связь… А тревога, так сказать, ложная. Взгляните на монитор: желтые прямоугольники — это жилые дома, квадратики — это лифты. Сигнал был с ул. Архангельской, 10. Открываем квадратик, чтобы посмотреть состояние датчиков лифта. Что отображается? Что лифт на ремонте. В машинное отделение вошел наш механик.
Фантастика! Отправляясь на «экскурсию» в лифтовую диспетчерскую, ожидала увидеть дремлющую старушкулифтершу с вязальными спицами в руках, а увидела суперсовременную аппаратуру — GSMмодемы и три компьютерных монитора, с помощью которых поддерживается связь с 250 лифтами сразу и осуществляется управление ими. Это центральная диспетчерская; она расположена в головном офисе предприятия «Череповецлифтсервис», на обслуживании которого более 700 череповецких лифтов. Есть еще семь диспетчерских — и все оснащены автоматизированными системами управления.
Десять лет назад «Череповецлифтсервис» насчитывал 27 лифтовых — в среднем по одной на 20 — 25 лифтов. И об электронной связи тогда только мечтали. В лифтовых стояли несложные аппараты — пульты диспетчерской связи (система ПДЛ). О состоянии лифтов говорили выведенные на пульты лампочки: лампочка горит — лифт остановился, лампочка мигает — лифт движется. Работать в устаревшей системе ПДЛ было экономически невыгодно. На такой пульт разрешалось выводить не больше 25 лифтов, поэтому лифтовых диспетчерских было очень много. Мало того, что они занимали столь ценные квадратные метры (квартиры, комнаты, колясочные), их содержание выливалось в копеечку, и зарплаты у работников (в одной лифтовой сидело, как минимум, восемь человек) были мизерные.
В 2000 году «Череповецлифтсервис», тогда еще совсем юная коммерческая организация, пришедшая на смену государственному предприятию и заинтересованная не только в получении прибыли, но и в повышении качества обслуживания, приняла программу диспетчеризации связи. Муниципалитет выступил партнером в ее реализации, и началось постепенное укрупнение лифтовых с переходом на электронную связь. Череповец был одним из первых российских городов, внедривших систему GSMканалов в сферу лифтового обслуживания, и сейчас в нашем городе на этот вид связи переведено около 30 % жилого фонда.
Для нас, простых жителей, процесс диспетчеризации прошел незаметно, но совершался он именно ради нашего комфорта.
— Компьютерная система идентифицирует неисправность и выводит сведения на монитор, что очень удобно в обслуживании. У электромеханика уходит гораздо меньше времени на то, чтобы устранить поломку, потому что он уже не вслепую действует, а целенаправленно: система ему изначально указала на причину неисправности. Поэтому лифты теперь не простаивают, — объясняет преимущества новой системы гендиректор ООО «Череповецлифтсервис» Петр Тасенко. — Кроме того, использование GSMканалов снизило стоимость обслуживания одного лифта за счет снижения затрат на связь. Сейчас они составляют 300 — 400 рублей. Если бы мы продолжали работать в системе ПДЛ, эта сумма была бы не меньше 5000 рублей.
С внедрением этих новшеств вопрос изношенности лифтового парка встал еще более остро. Вроде бы обслуживание лифтов ведется по самым современным технологиям, а сами лифты застряли в прошлом веке. Почти 70 % лифтов уже отслужили отпущенный им 25летний срок. Но что спасает ситуацию — почти все они продолжают исправно работать.
— Конечно, это во многом заслуга наших электромехаников и лифтеров, — отмечает Михаил Горинов, начальник производственного участка. — Да, лифты нашему предприятию не принадлежат — мы их только обслуживаем, а владельцами являются жильцы домов. Но у нас очень много специалистов с 20 — 25летним стажем работы в лифтовом хозяйстве, которые начинали еще в государственном предприятии. Они просто уже не могут не считать «своими» лифты, за которыми ухаживают с момента пуска дома в эксплуатацию, они прощупали каждый болтик и знают, чего от них ждать. Когда человек понимает, что ему и дальше работать с этим лифтом, он душу вкладывает в ремонт. Лифтовой электромеханик — специфическая специальность, они в городе наперечет. Человеку надо не меньше пяти лет отработать на лифтах, чтобы стать хорошим электромехаником.
Долгие годы лифтовая служба в сознании обывателей связывалась с конкретным образом — бабушкилифтерши. Времена, когда у каждого лифта дежурил отдельный человек, давно миновали — нормы изменились. Чем сейчас занимаются лифтеры? И сохранилась ли вообще такая должность?
— Собственно лифтеров сейчас нет — теперь это лифтерыобходчики. Они базируются в диспетчерских вместе с операторами диспетчерских пультов, ежедневно обходят лифты на закрепленных за ними участках, осуществляют визуальный контроль. Лифтеры имеют вторую группу электробезопасности, являются помощниками электромехаников, поэтому имеют право устранять мелкие неисправности и освобождать пассажиров из лифтовой кабины, — рассказывает Галина Мурашкина, старший мастер производственного участка. — Ну а тот стереотип действительно крепко засел у всех в головах. Однажды изза него даже казус вышел. Женщинеинвалиду, у которой отняли одно легкое, в справке из ВТЭК рекомендовали работу лифтером. Как это так? Сможет ли она в случае поломки лифта быстро дойти до дома, взбежать по лестнице в машинное отделение, растормозить лебедку, вручную дотянуть кабину до нужной площадки? Это не каждой здоровой женщине под силу. С этими доводами я пошла к врачу во ВТЭК, он выслушал меня с удивлением. «В моем понимании, — сказал, — лифтер — это бабулька, которая спокойно сидит себе на стульчике и вяжет носки внукам. Спасибо, что просветили».
11 лет назад ООО «Череповецлифтсервис» насчитывало чуть более сорока сотрудников. За прошедшие годы предприятие расширилось, сейчас в нем несколько участков: технического обслуживания лифтов и эскалаторов, ремонтный участок, участок связи, монтажный участок (теперь здесь оказывают полный набор услуг «под ключ», то есть вам помогут выбрать лифт, эскалатор или подъемник, спроектировать его, заказать, поставить, смонтировать, запустить и в дальнейшем обслуживать). Предприятие может закупить и смонтировать различные подъемные устройства: специальные подъемники для больниц, индивидуальные подъемники для инвалидов в учреждениях или в домах, специальные лифты без машинного отделения для коттеджей или пятиэтажных домов с установкой наружной шахты, панорамные лифты в торговых и офисных центрах, «говорящие» лифты для слабовидящих людей, специальные лифтовые системы, позволяющие ограничить доступ на тот или иной этаж, и любые самые современные и надежные лифты для многоэтажных домов. Любая потребность клиента может быть удовлетворена. В коллективе сейчас более 150 человек, в том числе и молодые кадры, обученные и выращенные на предприятии. Инженерный персонал имеет высокую квалификацию и не менее двух высших образований. ООО «Череповецлифтсервис» — единственная в городе организация, которая производит монтаж современных лифтов и эскалаторов известных зарубежных фирм, таких как «Отис», «Коне», «Шиндлер» и другие. К ее услугам обращаются и из других регионов страны.
— Кадры решают все — я с этим согласен, — говорит Петр Тасенко. — Наши общие усилия дали результат: кризис потихоньку мы проехали. Хочу поблагодарить своих сотрудников за работу, поздравить с 11летием нашего предприятия и пожелать дальнейших успехов!
Татьяна Владиславова
№209(22619)
11.10.2009
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →