19 октября 2009 года. 21:15

Золотое дно или овчинка выделки не стоит?

Почему в Череповце не развивается бизнес по переработке вторсырья
По оценке экспертов, каждый житель Европы производит в год тонну мусора. Учитывая нашу русскую расточительность, нетрудно предположить, что мы производим на порядок больше. Казалось бы, горы отходов сегодня можно превратить во вторичное сырье — в деньги. Однако этот вид бизнеса в нашем городе переживает далеко не лучшие времена. Макулатура, тряпье, пластик, стекло и прочее просто вывозятся на свалку, что грозит превратить Череповец в «королевство мусора». Сдвинется ли дело с мертвой точки?

Во Дворце культуры «Строитель» прошла очередная встреча депутатов Законодательного собрания области — Николая Архипова, Геннадия Малышева и других — с представителями малого бизнеса. Предприниматели проявляют интерес к проблеме обращения с отходами. Насколько актуальна она для нашего города?

— Проблема переработки отходов стоит остро и поднимается давно, — высказывает свою точку зрения Николай Архипов. — Инициативные люди хотят заниматься их переработкой. Но, к примеру, на нашу свалку их не пускают. В городе есть малое предприятие, которое готово перерабатывать пластик. Пустите его на полигон. Нагрузка на свалку снизится, жизнь свалки продлится. Нет, нельзя. На корню загублена другая инициатива. Есть на свалке целый полигон с отходами железобетонных конструкций. Частный предприниматель закупил по лизингу оборудование, чтобы переработать его во вторичное сырье: к примеру, крошку можно использовать в качестве наполнителей железобетонных конструкций. Не разрешили. В результате предприниматель сдал оборудование.

Может быть, это просто единичные случаи неудачного становления бизнеса. Или вторсырье не представляет большого интереса для города?

— Интерес к переработке отходов со стороны малого и среднего бизнеса огромный, — утверждает Анна Корелина, старший менеджер по проектам Агентства городского развития. — Сегодня я могу назвать ряд социальных проектов, направленных на экологическое благополучие города. Случайным или единичным такой интерес назвать нельзя ни в коем случае. К слову, эта проблема обсуждалась в числе прочего и на презентации в конце сентября проекта «Форсайт» — реализация инновационных видов бизнеса в городе.

Многие предприниматели подтверждают сказанное, поскольку считают, что в нашем городе есть свободные ниши и огромный потенциал для развития переработки мусора, сбора и производ­ства вторичного сырья.

— Это перспективные виды бизнеса во всем мире, — говорит предприниматель Сергей Успенский, глава фирмы «Грааль» (сбор и переработка вторсырья, в том числе и стеклотары). — Китай целые пароходы с бытовым мусором покупает, превращая мусор в деньги. В Ярославле есть фирма, которая уже сегодня перерабатывает до 100 % бытового мусора из контейнеров, которые стоят у многоэтажных домов. Мы в этом деле серьезно отстали от всех. Что делать? Нужна просветительская работа, чтобы ребенок еще в школе знал, что разделять мусор на бумагу, стекло, пластик выгодно, и прежде всего ему. Такая работа если и ведется, то недостаточная, поскольку в Череповце растет поколение молодых людей, которое все выкидывает. Они даже не понимают, зачем разделять мусор. Нужно вести просветительскую работу, в противном случае мы вырастим свалку до неба, а когда она начнет падать на наши головы, тогда и спохватимся. Нужен административный ресурс, «политика кнута» — действенный у нас метод. Заставить ТСЖ, ЖСК разбирать мусор. Вряд ли стоит уповать на то, что придет предприниматель и за 100 % своего капитала все сделает. Действовать нужно сообща.

Макулатура — это отдель­ная тема. Лично я помню времена, когда сбор макулатуры был нормой жизни для советского школьника. На рынке вторсырья макулатура продержалась дольше всего. В Череповце вплоть до перестройки работали два пункта по ее приему — на ул. Командарма Белова и пр. Луначарского. За старые газеты, ненужные книги и журналы можно было выручить небольшие деньги или новую книгу, шампунь — причем дефицитные. По крайней мере, никто не вез на свалку бумагу. Как сегодня идет этот бизнес?

— Очень тяжело, — комментирует директор ЗАО «Капис­Втор» Игорь Петухов. — Те пункты, о которых вы говорите, давно уже проданы. Привлекать сегодня население к сбору макулатуры просто невыгодно. С начала 2009 года закупочные цены на макулатуру упали втрое, в мае­июне заготовители и вовсе отказались ее брать.

Сегодня сбор макулатуры в целях промышленной переработки охватывает только предприятия. Еще не так давно череповецкий хлебокомбинат, сеть продуктовых магазинов и другие организации ежемесячно оптом (за небольшие деньги (40 копеек за 1 кг) сдавали макулатуру. Ее принимали целлюлозные комбинаты Сокола, Боровичей (Новгородская область), Рыбинска. Череповецкое вторсырье превращалось в картон, техническую и туалетную бумагу. Сегодня и этот тоненький ручеек пересох. Почему?

— За фуру с 12 — 14 тоннами макулатуры можно выручить от силы 20 тысяч рублей, — объясняет Игорь Борисович. — Из каких доходов тогда платить водителю, прессовщикам, предприятиям, которые нам сдают макулатуру? Связи бизнеса рушатся, нужно кардинально решать этот вопрос, но как, я не знаю.

Найдут ли ответ на этот вопрос в Череповце?

Татьяна Ковачева
№194(22604)
20.10.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей

До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт

Последнее в рубрике

Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией

Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа