19 октября 2009 года. 07:55

Отложенный спрос

Минэкономразвития обещает нам еще год потребительской экономии
Россияне продолжают рачительно тратить деньги, несмотря на оптимистические заявления правительства и отдельных экспертов об окончании кризиса. Очевидно одно: ответ на актуальный во­прос, когда мы выйдем из кризиса, во многом зависит от потребительской активности россиян.

Минэкономразвития констатирует стагнацию в розничной торговле, которая продлится до конца года.

Психологически россияне уже смирились с кризисными «пайками»; с тем, что их реальные доходы заметно уменьшились; с тем, что будущее пока представляется весьма туманным. Впрочем, в Минэкономразвития не унывают. На минувшей неделе чиновники представили прогноз, по которому уже в следующем году оборот розничной торговли начнет расти. Их бы устами да мед пить…

Потребитель во время кризиса — движущая сила экономики. Причем движение может быть как вперед, так и назад. Если падает спрос, то вслед за ним катится под откос и предложение. Предприятия вынуждены сокращать производство. Пока наши граждане действуют по типичному для мировой практики кризисному сценарию — затаились, заморозив свою потребительскую активность. Самое время достать из недр памяти и провозгласить рекламный слоган предыдущего кризиса, 1998 года. Но уже в слегка освеженном виде: «Сделай покупку — помоги отечественному производителю».

Может, и хотели бы, да ситуация не та. Реальные доходы населения продолжают снижаться (например, в августе 2009­го к тому же периоду 2008­го — почти на 7 %). При этом уверенности в том, что кризис близок к финалу, нет. Вот люди и стараются обрасти жировым запасом в виде заначки на черный день. Недавно «Левада­Центр» опросил россиян, готовы ли они тратиться на крупные покупки. Результат был вполне ожидаемым: количество людей, предпочитающих отказаться от серьезных приобретений в пользу сбережений, увеличилось на 6 % по сравнению с прошлым годом.

Впрочем, дело не только в серьезных покупках. Респонденты значительно сократили свои расходы на многие категории товаров и услуг. Наибольший показатель спада отмечен (и не только в нашей стране) для статьи расходов «одежда­обувь­аксессуары». Более половины россиян (58 %) утверждают, что им пришлось уменьшить свои траты в соответствующих торговых точках. Практически столько же людей экономят на ремонте жилья, на крупных тратах для дома. И треть опрошенных выкраивает на еде.

Сильно подпортили наши потребительские настроения и банки, существенно снизив кредитование населения. Увы, это был вынужден признать на днях глава ЦБ Сергей Игнатьев, на рынке потребительских займов прослеживается явная тенденция к падению. А ведь в докризисные годы именно потребительское кредитование стало локомотивом роста рынка розничной торговли, которая увеличивала обороты примерно на 25 % в год.

Ныне о таких достижениях сложно даже мечтать. По данным Росстата, за январь — август этого года оборот розницы упал почти на 5 %. Но как уверены в Мин­экономразвития, перелом тенденции не за горами. В минувший вторник ведом­ство опубликовало доклад, в котором прогнозирует, что среднегодовой прирост оборота розничной торговли в России в 2010 — 2012 годах может составить 2,9 %, а в целом за три года оборот сектора может увеличиться на 8,9 %. Конечно, это не прибавка на четверть, но все­таки какой­то позитивный сдвиг.

Свой прогноз чиновники строят на том, что доходы начнут постепенно увеличиваться, а инфляция ослабеет. Вот и начнет возрождаться потребительский спрос. Предполагается, что в следующие три года россияне станут больше покупать мяса, рыбы, растительных масел, молочных продуктов, сыров, свежих овощей и фруктов.

Но как говорится, не хлебом единым жив человек. Как сообщается в документе Минэкономразвития, в 2010 — 2012 годах сохранится тенденция последних лет: продажи непродовольственных товаров (рост на 9,2 %) будут опережать рост продаж товаров продовольственных (рост на 8,7 %). Свою роль, как считают в ведомстве, тут сыграет и неминуемое оживление на рынке потребкредитования, и эффект отложенного спроса. По оценкам Минэкономразвития, в 2012 году объемы продаж компьютеров и телевизоров вырастут примерно на 20 %, легковых автомобилей — на 13 %, холодильников и морозильников — на 14,4 %.

Все это, конечно, хорошо. Но кто будет снимать сливки с нашей потребительской активности? Будут ли это наши или зарубежные производители? В экономическом министерстве полагают, что в 2010 — 2012 годах доля импорта в обороте розницы будет сокращаться по мере наращивания объемов производства российских товаров (особенно по автомобилям, телевизорам, холодильникам). Тем не менее доля зарубежной продукции все равно останется на уровне 37 — 40 %.

Сергей Бегляк №193(22603)
19.10.2009

Источник: Газета «Речь»