Маде ин Череповец
Пиратские записи звезд эстрады с череповецких концертов продаются по всему миру
Фильм о концерте культовой группы Bad boys blue в Череповце попал в каталоги аудио и видеопиратов по всему миру. В Интернете за съемки, сделанные в мае 2007го в нашем Ледовом дворце, просят 240 рублей. С почтовыми расходами стоимость диска составит три сотни. На картинке изображен пляшущий на сцене солист с открытым ртом, а название города, куда занесло суперзвезд западной эстрады 80х годов, состоит из двенадцати латинских букв и едва умещается на конверте. Администратор одного из сайтовмагазинов, где продаются больше двух десятков концертов Bad boys blue, сыгранных по всему миру, написал корреспонденту «Речи», что череповецкий хотя в лидерах и не ходит, но однозначно опережает парижский и ньюйоркский. Потому что экзотика. Оказывается, «звездных» записей подобного рода, сделанных на череповецких площадках как «изпод лавки», так и с согласия самих исполнителей, десятки и сотни.
Искать того, кто первым из череповчан «чихнул» в Интернет, и гадать, как записи из Ледового дворца в одночасье распространились по всему миру, глупо и бесполезно. При этом вряд ли стоит искать виновного среди операторов и режиссеров концерта. Съемки делались для показа на одном из череповецких телеканалов — следовательно, записать их на свой видеоноситель мог любой зритель, чья антенна способна поймать сигналы местного ТВ.
С аудиозаписями и проще, и сложнее. Проще сделать и распространить, но сложнее отследить. По Интернету гуляют аудиозаписи, сделанные на череповецких концертах Витаса, Земфиры, «Любэ», «Алисы», «Машины времени» и других звезд первой величины. Из последних — фрагмент концерта группы «Ранетки» в СКЗ «Алмаз» (доступна и видеоверсия). В некоторых случаях качество звука ужасное, в других — почти студийное. Одни владельцы дарят записи бесплатно гостям своего сайта, другие требуют плату. Особой популярностью пользуются записи, где звезда разговаривает со зрителями между песнями. На официальных концертных альбомах запись «глазируют», а все детальки, способные хоть в чемто опорочить честь и достоинство исполнителя (дал петуха, забыл текст или употребил неосторожное словцо), тщательно вычищаются. Неформальные записи тем и ценны, что их не трогала рука продюсера и звукорежиссера — так называемые «бутлеги» становятся предметом охоты для множества меломанов. Изобретательности «сам себе звукорежиссеров» стоит позавидовать и удивиться: контроль за зрителями, приходящими на концерт, производится довольно жестко и внимательно. Пронести аудиоаппаратуру, не говоря уж о видеокамере, почти невозможно. Может быть, они на телефон пишут, ведь нынешние мобильники на что только не способны? «Большинство нелегальных записей, которые появляются в Интернете, записаны звукорежиссерами с помощью специального оборудования, — рассказывает звукорежиссер клуба «Инферно» Сергей Костыгов. — Это миф, что фанат может сделать качественную запись на сотовый телефон, пускай и самый современный, стоя на танцполе. В зале писать бесполезно: звуковое давление огромное, и кроме вала шума, в котором очень трудно услышать мелодию, диктофон ничего запишет. Есть, правда, вариант записи через специальный микрофон, но это штука дорогая — не меньше тысячи долларов придется выложить. Думаю, вряд ли череповецкие зрители обладают таким оборудованием».
В начале и середине 90х годов прошлого века Череповец был меккой отечественной роккультуры. У нас проводились фестивали со всероссийским звучанием, на которые съезжались тогдашние мэтры русского рока. Интернета тогда еще не изобрели, нормальный пластиночный бизнес в стране тоже еще не народился, а потому рокеры были рады любому оператору и «звукачу», который изъявит желание зафиксировать их творчество на пленку. Сейчас те полулюбительские кадры на вес золота.
Фильм Сергея Сайгона — ныне известного череповецкого художникановатора, а в 90х оператора телеканала «Провинция» — о группе «Гражданская оборона» известен каждому поклоннику коллектива. Называется эта документальная картина «Три дня в Череповце». О том же, собственно, и повествует. «Фильм снимал с согласия группы, и самого Егора Летова, для телеканала «Провинция». Все три дня, пока «Гражданская оборона» находилась в Череповца, я повсюду сопровождал группу, — вспоминает Сергей. — Помимо выступлений были съемки в гостинице, на какихто квартирах. Наснимали кучу материала, но в фильм продолжительностью чуть меньше часа вошло далеко не все. Довольно много пришлось вырезать — ребята оригинальные, за словом в карман не лезут». Фильм был показан в программе «Вентилятор», после чего пошел гулять по стране. Пиратские версии, которые и сегодня продаются на многих «горбушках» России и доступны в Интернете, до сих пор не избавились от огромного, в треть экрана, логотипа череповецкого телеканала. Настоящим «исходником» владеет только Сергей Сайгон, у которого, по его словам, нет планов издавать фильм. Тем более на волне интереса к не так давно умершему Егору Летову.
Другие, не менее знаменитые записи, правда уже аудиоверсию, сделал в Череповце в 80е годы Юрий Шевчук. Помимо широко известного альбома «Компромисс», записанного на одной из наших студий с музыкантами группы «Роксентябрь», Шевчук в промежутках между работой сыграл акустический концертик, ныне известный поклонникам под названием «Хич». Некоторые из сыгранных на нем песен до сих пор не записаны автором понастоящему, то бишь с группой.
Впрочем, не только «старые» рокеры пользовались услугами череповецких мастеров записи. «В моем компьютере множество записей знаменитых групп, которые были сделаны довольно профессионально — так называемая многоканальная запись, — рассказывает Сергей Костыгов. — Пишу очень много, но совсем не для коммерческих, а для технических целей. Сами музыканты часто просят записать, чтобы потом прослушать и увидеть недочеты в своей работе. Диск в единственном экземпляре отдается группе, и я забываю об этой записи. Иногда, правда, натыкаюсь в Интернете на свои записи череповецких концертов, но уверен, что они идут не из нашего города, а с тех технических дисков». Иногда, впрочем, сами артисты используют их так, как считают нужным. К примеру, широко известная в молодежной среде группа Stigmata выложила концертную версию новой песни «Лети», записанную в Череповце, на свой сайт, и запись стала сетевым хитом.
Знакомые звукорежиссеры рассказывали о том, как однажды перед концертом группы «Дюна», организованным в День металлурга на одноименном стадионе, к ним в будку зашел собственной персоной исполнитель «Страны Лимонии» Виктор Рыбин. Показав кулак сидящим за пультом, пропагандист «моря пива» предупредил, что группа собирается исполнять на концерте новые, пока не выпущенные, песни и очень рассчитывает, что записи этих композиций не попадут к пиратам. «Если услышу их гденибудь, я знаю, где вас искать», — якобы пригрозил Рыбин и отправился на сцену.
За двадцать лет до этого случая зрители концерта Владимира Высоцкого в СКЗ «Алмаз» услышали от барда совсем другое. Дескать, выставляйте магнитофоны прямо на сцену, чтобы лучше записалось, и жмите на клавишу «запись». После этого многие годы бобины с записями череповецких концертов Высоцкого имелись в каждой второй череповецкой семье. До нашего времени они если и дошли, то в единичном количестве, видимо, став жертвой смены форматов — мало кому пришло в голову оцифровать записи, к тому же пленка имеет свойства размагничиваться и рассыпаться. Впрочем, бывший звукорежиссер «Алмаза» Владимир Пушков рассказывал, что сделал болееменее профессиональные записи нескольких концертов Высоцкого, но со временем они кудато исчезли. По другой информации, пленки спустя несколько лет после смерти барда одолжил какойто московский коллекционер, которого больше в Череповце так и не увидели. Как бы то ни было, но концертный альбом череповецких выступлений Высоцкого 1978 года, состоящий из четырех дисков, можно купить в Интернете. Называются диски совсем пожелезнодорожному: «Череповец1», «Череповец2» и т. д. Стоимость комплекта — 1000 рублей. Впрочем, кто докажет, что они череповецкие?
Сергей Виноградов
№192(22602)
16.10.2009
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →