Водосчетчики спасут мир. Между соседями. И застрахуют жильцов от переплаты
Осенью в магазинах сантехнических товаров повысился спрос на квартирные водосчетчики — он чуть меньше, чем в прошлом году, тем не менее заметен. Интерес череповчан к установке таких приборов можно объяснить тем, что с октября снова вырос тариф на теплоэнергию (а значит, и на горячую воду). А также неприятными результатами дачного сезона. Горожане, проводящие большую часть лета на даче, надеялись, что смогут вернуть летние платежи за коммунальные услуги, подтвердив свое отсутствие в квартире справками от председателей дачных кооперативов. Однако управляющие компании, как и в прошлом году, отказываются принимать такие справки для перерасчета. Оставшись ни с чем, многие дачники пошли по примеру своих более практичных «коллег». Те учли прошлогодний опыт и обзавелись водосчетчиками, что помогло им выйти из ситуации: и лишнего не переплатили, и с соседями не поругались.
Причины, по которым управляющие компании отказываются производить перерасчеты платежей за воду по справкам из дачных кооперативов, две. Вопервых, в постановление № 307 о правилах предоставления коммунальных услуг до сих пор не внесены изменения, которые бы определили дачные справки как документы, подтверждающие право гражданина на перерасчет платежей за период его временного отсутствия. (Хотя генпрокуратура опротестовала позицию Минрегионразвития, которое не желало давать этим справкам статус подтверждающих документов).
Вовторых, управляющие компании исходят из житейских соображений.
— Что такое «снять платежи с одного жильца»? — говорят жилищники. — Это значит залезть в кошельки остальных жителей дома.
Представим условную ситуацию. Общедомовой счетчик показал, что за месяц дом потребил 1000 кубометров воды. Исходя из этих показаний УК рассчитала плату для каждой квартиры, в том числе и для той квартиры, собственник которой в течение этого месяца жил на даче. Допустим, вместе с расходом воды на общедомовые нужды ему насчитали 10 кубометров. Он за них заплатил, а осенью принес справку, подтверждающую, что в тот месяц он жил на даче, и попросил сделать перерасчет, сняв с него этот платеж. УК удовлетворила его требование. Факт установлен: собственник не расходовал эти 10 кубометров воды. Однако сей факт не означает, что этого расхода вообще не было, потому что цифра «10 куб. м» взята не с потолка — она высчитана исходя из показаний общедомового водосчетчика. А он, напомним, показал 1000 кубометров — столько воды фактически вылил дом, в том числе и означенные 10 кубометров.
Поэтому, когда с жильца снимается платеж, дом оказывается в должниках: выходит, что жители расплатились только за 990 кубометров. Чтобы покрыть свой убыток, УК вынуждена заново производить расчет платежей для всего дома — распределять 1000 кубометров между всеми жильцами, но уже за вычетом того гражданина, который жил на даче. Таким образом, плата за эти 10 кубометров воды доначисляется на всех остальных жильцов дома.
Этот механизм абсолютно справедлив, но только в том случае, если гражданин, с которого сняли платежи, действительно в течение всего месяца жил на даче и не появлялся дома. Безусловно, он имеет все права на перерасчет. И безусловно, он заслуживает сочувствия, если УК отказывается снимать с него платежи.
Но если он периодически появлялся дома и лил воду? Допустим, приезжал на выходные, чтобы закупить продукты, помыться, постирать. Соседи видели, что он приезжал. Они не могут быть уверены, что водой он не пользовался, и поэтому отказываются платить за него из своих карманов. Допустим, дачник в ответ на их претензии ссылается на председателя своего кооператива, который может подтвердить его присутствие на даче. Но может ли председатель быть абсолютно уверен в том, что дачник не уезжал в город? Он не ведет каждодневного учета всех членов своего кооператива.
Когда дачный сезон закончился, признаки назревающих конфликтов почувствовали не только управляющие компании, но и наша редакция. На телефон «обратной связи» периодически поступают звонки на эту тему. Высказываются полярные мнения: дачники ругают управляющие компании за отказы делать перерасчеты, а дачников ругают их соседи, обеспокоенные возможными доначислениями за воду.
Вода требует учета
Для людей, которые периодически выезжают за пределы города, есть только два способа сохранить мир с соседями. Либо каждый раз перед отъездом просить управляющую компанию опломбировать стояки (и так этим летом делали многие горожане). Либо поставить в квартире приборы учета потребления горячей и холодной воды.
Второй вариант даже выгодней: один раз потратишься, зато потом получишь реальную экономию. Суточная норма расхода воды (300 литров на человека), по которой нам рассчитывают плату, сильно преувеличена: никто не выливает столько воды за день. А водосчетчики показывают ровно столько воды, сколько жильцы реально потребляют. И к этому варианту череповчане прибегают все чаще.
Водосчетчики продаются почти в каждом крупном магазине сантехтоваров, стоят в среднем 300 — 600 рублей. Имеются универсальные счетчики, которые подходят и для холодной, и для горячей воды. Работу по установке этих приборов выполняют как управляющие компании, так и сторонние сантехнические организации, имеющие на это лицензию. Расценки разные. Рассмотрим два варианта.
Вариант первый. Все работы выполняет управляющая компания.
Алгоритм действий следующий. Пишете в УК заявление на установку водосчетчиков. Получаете технические условия. Заключаете договор на техобслуживание счетчика, за которое взимается отдельная плата — в среднем около 200 рублей в год. (Техобслуживание — это главным образом прочистка фильтров.) Счетчики устанавливаются и пломбируются. Составляется акт приемки, куда вносятся стартовые показания, номера счетчиков, техпаспортов на них и пломб. Работы по установке каждого счетчика обходятся в пределах 1000 рублей (впрочем, иногда может быть и больше). В ООО «УК Жилремстрой1,2», например, за установку одного счетчика с фильтром берут 650 рублей.
— Это базовая цена, — поясняет директор компании Людмила Белова. — Окончательно цена устанавливается после того, как специалист побывает на месте. Дело в том, что иногда требуется произвести дополнительные работы: заменить вентили, участок трубы и пр.
В ООО «ЖЭУ6 «Комфорт» назвали другую цену — около 900 рублей.
Вариант второй. Счетчики устанавливает сторонняя организация.
К заявлению, которое вы также пишете в свою управляющую компанию, прилагаете копию лицензии той организации, которая будет устанавливать счетчики. Получаете технические условия. Некоторые управляющие компании в этом случае берут за техусловия отдельную плату. К примеру, в ООО «УК Жилремстрой1,2» они стоят 380 рублей (для пенсионеров — 190 рублей). Если для выполнения работ по установке счетчиков требуется отключить стояки, платите за отключение — в среднем около 300 рублей за стояк (но может быть больше или меньше). Когда установка произведена, приглашаете сотрудников управляющей компании, они пломбируют счетчики и составляют акт приемки. Некоторые УК берут плату за пломбы (около 100 рублей за каждую).
За установку одного счетчика сторонние организации берут от 400 до 500 рублей. Их телефоны можно найти в рекламных газетах, где публикуются частные объявления. Стоит обзвонить несколько, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант, потому что некоторые организации готовы делать скидки. (Например, в случае, если вода в ванную и кухню подается по отдельным стоякам и требуется установить сразу четыре счетчика.)
Некоторые организации по желанию клиента могут установить свои счетчики (вместе с сопутствующими материалами: прокладки, фильтры). Гарантийные сроки устанавливают разные — в среднем от двух до пяти лет. Управляющие компании не против, если и договор на техобслуживание счетчиков будет заключен с организацией, которая их устанавливала. Правда, не все организации понимают, зачем этот договор вообще нужен. «Договор? А зачем он? Зачем обязательно раз в год прочищать фильтры, если вода нормально поступает? Пустая трата денег. Обслуживание счетчиков не требует какихто специальных познаний», — такие слова (в разных вариациях) мы услышали, позвонив по трем телефонам. Только в одной организации нам сказали, что техобслуживание счетчиков производится бесплатно в течение гарантийного срока (в их случае — 3 года), а по его истечении заключается новый договор с оплатой 150 рублей в год.
— В домах, которые обслуживаются нашими управляющими компаниями, уже установлено около 2000 квартирных водосчетчиков. Особенно активно люди устанавливали их в прошлом году, — рассказывает директор ООО «Альянсгрупп» Александр Сметанин. — Сейчас мы производим капитальные ремонты домов по программе софинансирования. И в домах, где будут меняться стояки водоснабжения, мы предложим жильцам установить водосчетчики на льготных условиях. Подрядная организация, которая будет менять стояки, готова закупить водосчетчики оптом и установить их бесплатно — людям нужно будет заплатить только за сам прибор и сопутствующие материалы. Договоренность о том у нас с подрядчиком достигнута.
Татьяна Тихонова
№190(22600)
14.10.2009
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →