6 октября 2009 года. 10:19

Криминальные автобусы

Череповчане могут лишиться значительной части пассажирского автопарка
Криминальная история с контрабандой в Череповец подержанных автобусов из Швеции получила неожиданное продолжение. Под угрозой вновь оказалась немалая часть частного автопарка — порядка 60 автобусов, регулярно выходящих на городские маршруты. Осужденные за таможенное преступление совладельцы российско­шведского предприятия «Нордбус» после завершения суда начали требовать от некоторых част­ников вернуть им машины, переданные перевозчикам по схеме, которую правоохранительные органы считают преступной. Формальные основания для этого есть, но транспортники уверены, что их просто обманули, а в числе пострадавших окажутся пассажиры.

Сегодняшние проблемы возникли не на пустом месте. По информации областного управления ФСБ, фигуранты беспрецедентного для Вологодской области уголовного дела о контрабанде вступили в сговор еще в начале 2005 года. Схема их работы была следующей. На территории Швеции они покупали подержанные автобусы для последующей их продажи в России без оформления самой сделки купли­продажи. Вместо этого злоумышленники изготавливали документы, согласно которым купленные автобусы оформлялись и перевозились из Швеции через таможенную границу России под видом собственности иностранной фирмы, внесенной в качестве вклада в уставный капитал специально созданного совместного российско­шведского предприятия — фирмы «Нордбус».

По закону автобусы освобождались от обложения пошлинами на таможне под условие, что они будут использованы как основные производственные фонды предприятия, без права смены собственника. Однако затем автобусы фактически продавались предприятиям и частным лицам за наличный и безналичный расчет. Чтобы придать этим дей­ствиям видимость законности, с покупателями заключались договоры аренды автобусов. В дальнейшем для имитации соблюдения условий договора осужденные изготавливали подложную отчетную документацию о якобы полученных ежемесячных арендных платежах от предприятий и предприни­мателей по этим договорам.

В ходе судебного разбирательства подсудимые — хозяева «Нордбуса» Владимир Королев и Владимир Матюнин — признали себя виновными в полном объеме. Этим летом суд назначил им условный срок — более трех лет лишения свободы.

Привлекательность схемы для покупателей, среди которых фигурируют как мелкие частники, так и автоколонна № 1456, и даже Белозерское АТП, объяснялась низкой стоимостью автобусов, которые ввозились без уплаты таможенных платежей. Так, частный предприниматель Елена Мищенко, по ее словам, взяла «в аренду» у «Нордбуса» два автобуса общей стоимостью 1,3 млн рублей. Затем купила еще два автобуса, также формально принадлежащих российско­шведской фирме, у другого предпринимателя. За время действия сомнительной схемы в городе распространились специфические правила деловой практики. Так, при продаже автобуса (такие сделки постоянно происходят в транспортной сфере) предприниматель приходил в «Нордбус», разрывал договор аренды, после чего «Нордбус» заключал такой же договор с фактическим покупателем машины.

— Так было всегда, и все об этом знали, — объясняет Елена Мищенко. — Недавно я захотела продать один из своих автобусов, так как решила прекратить этот бизнес, и обратилась в «Нордбус», чтобы разорвать договор и заключить его на покупателя. Матюнин мне отказал и заявил, что я должна платить за аренду этого автобуса. Тогда я передала покупателю автобус в субаренду. Кончилось все тем, что на одной из остановок в салон зашли какие­то люди и просто выкинули кондуктора и водителя. Теперь автобус вместе со всеми документами, которые лежали в салоне, находится у «Нордбуса». Они написали на меня заявление в милицию. Когда я пришла в ОБЭП, мне поведали, что у меня долг по аренде в 84 тысячи рублей, договор со мной расторгнут и я, оказывается, незаконно передала третьему лицу собственность «Нордбуса».

Перевозчик Юрий Фролов считает, что пострадавшие предприниматели во многом сами виноваты в происходящем:

— Все было на доверии, нам говорили: «Не волнуйтесь, никто вас не кинет». На руках у нас сегодня нет документов о том, что передавались деньги за покупку автобусов. Они нам даже расписок не давали, и что теперь докажешь?

Не пожелавший назвать свое имя перевозчик уверен, что средства «Нордбусу» потребовались на погашение своих долгов:

— Раньше им не платили никакой аренды, так как автобусы фактически были куплены. Теперь они стали ее требовать. Говорят, что у них долги по налогам, нужно расплачиваться. Если не будем платить, то обещают просто забрать машины. Представьте, если они заберут все свои автобусы, а их 60 — 70 единиц. На чем люди­то будут ездить?

С вопросом о том, что, собственно, происходит, мы обратились непосред­ственно к совладельцу «Нордбуса» Владимиру Матюнину.

— Пусть они обращаются в арбитражный суд, — порекомендовал бизнесмен. — Это единственный путь для них. Основания для наших действий имеются. Мищенко, например, не платила арендные платежи, у нее автобус забрали. Обычное дело, если кто­то не выполняет условия договора. Если, как она говорит, кого­то там выкинули из салона, то пусть они в милицию обращаются с заявлением.

— Вам раньше на самом деле никто не платил аренду или кто­то вносил эти платежи?

— В каждом случае своя ситуация, но Мищенко должна была платить аренду. Она свои обязательства знает, в договоре все русским языком написано.

— Есть еще предприниматели, у которых вы намерены забирать автобусы или требовать арендные платежи?

— Это наше внутреннее дело. Пока разбираемся с Мищенко, аренду будем с нее взыскивать через суд. Остальные пусть обращаются в суд, если что­то хотят доказать. Они прекрасно знают, что они там проиграют, поэтому и не идут. У них не получилось милицию втянуть в наш хозяй­ственный спор, теперь они вас пытаются втянуть. Это только хозяйственный спор, и не более. Если они считают, что они купили автобус, а не арендовали его, то пусть доказывают это в арбитражном суде. Они ведь не могли не осознавать сути договоров аренды.

Перспективы судебного разбиратель­ства для перевозчиков сомнительны. Так, еще в мае 2008 года арбитражный суд рассматривал похожее дело, касающееся спора «Норд­буса» и автоколонны № 1456. Речь шла о подписании допсоглашения к договору аренды: перевозчик настаивал на переходе к нему прав пользования и распоряжения машиной и просил изменить срок аренды со срочного на бессрочный. ООО «Нордбус» ссылалось на то, что «акт приема­передачи автобуса ответчику (автоколонне — авт.) надлежащим образом не оформлен, документы на автобус автоколонне не переданы и документального подтверждения передачи автобуса в собственность автоколонны не представлено, фактическая оплата автобуса не произведена». Решение было вынесено в пользу российско­шведского предприятия.

Правоохранительные структуры, до сих пор занимающиеся этим запутанным делом, пока воздерживаются от официальных комментариев. Тем не менее, как нам стало известно, не так давно было вновь возбуждено уголовное дело по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей», касающееся все той же фирмы «Нордбус». Речь идет о двух фактах по­ставки швед­ских автобусов контрабандой. В настоящее время дело находится на стадии расследования.

— В приговоре суда по первому делу речь идет о 14 эпизодах поставки автобусов, хотя реально этих автобусов было около 70 единиц, — рассказывает знакомый с делом источник в правоохранительных органах. — В ходе след­ствия перевозчикам предлагалось написать заявления в ФСБ и дать соответствующие показания. Те, кто это сделал, — это в основном и есть владельцы 14 машин. Суд принял решение признать их договоры аренды фиктивными, а их самих — добросовестными приобретателями. Да, у них будут некоторые проблемы с перерегистрацией автобусов на себя, но в целом у них все должно быть нормально. Владельцы же тех автобусов, о которых не идет речь в приговоре, оказались в подвешенном состоянии. Они не захотели иметь дела с правоохранительными органами, хотя нужно признать, что могли возникнуть и проблемы с доказательной базой. С этих перевозчиков теперь «Нордбус» начал требовать арендные платежи (они могут доходить до 30 тыс. рублей ежемесячно — авт.). Перевозчики обращаются в различные органы, утверждают, что фактически купили автобусы, но где подтверждающие это документы?

Сами предприниматели надеются на то, что автобусы все же будут признаны их собственностью, и удивляются столь резким переменам правил игры.

— Пока шло расследование и суды, «Норд­бус» молчал. Как только им дали условный срок, все резко изменилось. Они уверены, что никто со всем этим справиться не сможет, раз суд вынес такой мягкий приговор, — переживают частные перевозчики.

В Пермском крае завершено расследование уголовного дела в отношении членов международной организованной преступной группы, обвиняемых в совершении контрабанды, уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере, подделке идентификационных номеров транспортных средств. Следствием установлено, что трое жителей города Перми и один житель Германии в 2005 году создали организованную преступную группу для контрабандного ввоза в Россию автобусов для их перепродажи на территории Перми без проведения таможенного оформления. Обвиняемые организовали изменение идентификационных номеров автобусов, прибывших из Германии, ставили их на учет в ГИБДД по поддельным документам, после чего продавали автобусы, а денежные средства, полученные в результате сделок, делили между собой. Сейчас дело ждет судебного разбирательства.

Андрей Ненастьев
№183(22593)
05.10.2009

Источник: Газета «Речь»