2 октября 2009 года. 09:15

Доход от общего имущества

Обвал рекламного рынка отразился на бюджетах многоквартирных домов
«Дома и стены помогают» — череповчане как собственники квартир на своем кошельке познали глубокий смысл этой по­словицы. С тех пор как дома со всеми подъездами, подвалами и коммуникациями стали общей собственностью жильцов, только и шла речь о том, как тяжко бремя содержания этой собственности. Но оказывается, не все так мрачно. Например, стены домов, а они тоже являются общим имуществом жильцов, помогают оплачивать незапланированные ремонты — за счет размещенной на них рекламы. Правда, в этом году поступления от арендных платежей резко сократились, потому что многие рекламодатели ушли из­за финансовых трудностей.

На днях в доме на ул. Маяков­ского, 15, состоялось общее со­брание собственников. На повест­ке дня стоял очень больной во­прос: в доме сломался водонагреватель, и жильцам нужно скинуться на покупку нового, а заодно и оплатить установку общедомового теплосчетчика. В общей сложности требуется собрать около 400 тысяч рублей. И что бы делали жильцы, если бы не денежные накопления, образовавшиеся за год от сдачи в аренду общего имущества. Накопленная сумма арендных платежей позволит закрыть почти половину расходов на замену водонагревателя, что, конечно, будет существенным подспорьем для соб­ственников, которым предстоит оплатить лишь оставшуюся часть.

Когда наши дома обслуживались муниципальными жилищными предприятиями, вопросы заключения договоров на размещение рекламы на фасадах, аренды подвалов и колясочных находились в ведении городского комитета по управлению имуще­ством, и все доходы поступали в муниципальную казну. После того как дома перешли под управление частных организаций, ситуация изменилась. Теперь только соб­ственники вправе решать, сдавать ли свое имущество в аренду, кому сдавать и по какой цене.

Как, например, решается во­прос сдачи в аренду фасада дома под размещение на нем рекламного баннера? Первым делом рекламодатель обращается в управляющую компанию, которая обслуживает дом, чтобы получить предварительное согласие. Управляющая компания готовит документы на проведение общего собрания с собственниками, и рекламодатель либо сам проводит собрание, либо поручает это сделать управляющей организации, за что вносит дополнительную плату (в среднем эта услуга стоит порядка 10000 рублей). Собрание собственников проводится обычно в заочной форме. Жильцам выдаются листы голосования, в которых в том числе предлагается и размер арендной платы (жильцы могут с ним и не согласиться). Для заключения договора аренды требуется, чтобы 67 % голосов собственников было отдано «за».

В этой процедуре довелось по­участвовать многим череповчанам. А кто­то уже «вкусил плоды».

— Со всеми организациями и предпринимателями, чья реклама висит на домах нашего фонда, у нас заключены договоры аренды. Факты незаконной установки мы выявляем и разбираемся. Сейчас, к примеру, у нас выявлена одна незаконно установленная реклама, и мы ведем переговоры с ее владельцем. Если он откажется заключить договор, мы заставим ее снять, — рассказывает директор ООО «УК Жилремстрой» Галина МАВРИНА. — Арендные платежи, которые собираются в течение года, направляются исключительно на благоустройство того дома, который сдает свое имущество в аренду, и вид работ обязательно согласуется с самими собственниками. Сейчас мы расходуем эти деньги в основном на ремонт подъездов. За счет арендных платежей, полученных в этом году (как от рекламы на фасадах, так и от сдачи в аренду подвальных помещений и колясочных), на сегодня у нас отремонтировано 12 подъездов. В доме на ул. Ленина, 78, где подвал сдается под магазин, полностью заменены стояки водоснабжения и канализации в одном подъезде, к концу года планируем заменить стояки и во втором подъезде.

Управляющие компании, относящиеся к группе ООО «Альянс­групп», за счет арендных платежей в этом году установили около 30 общедомовых теплосчетчиков.

— И продолжаем устанавливать, — говорит директор ООО «Альянс­групп» Александр СМЕТАНИН. — Кроме того, на эти средства мы полностью ремонтируем подъезды, в том числе проводим остекление. Ведем и другие виды ремонтов. На нескольких домах, посоветовавшись с собственниками, мы решили в этом году день­ги не тратить — скопим и весной капитально отремонтируем дворы, устроим дополнительные парковочные места, произведем санитарную обрезку деревьев.

Факт передачи полномочий по решению арендных вопросов собственникам принес жильцам не только денежную выгоду, но и удобство. Арендаторы бывают разные: швейная мастерская или магазин лакокрасочных изделий с сильными запахами, распространяющимися по всему дому, — совсем не одно и то же. Жители, исходя из своего прошлого опыта или предполагая возможные послед­ствия размещения в подвале того или иного арендатора, пользуются своим правом отказать арендатору в заключении договора.

— У нас было только одно собрание с собственниками по вопросу размещения рекламы на фасаде, — рассказывает главный инженер ООО «Служба заказчика — 1, 2, 3» Ольга МАРКОВА. — И его результат был отрицательным. Жильцы не захотели, чтобы на стене их дома висела реклама, потому что у них был печальный опыт. Когда­то у них висел баннер, его сорвало ветром и разбило стекла в окнах. Домов, где висели бы большие баннеры, у нас сейчас нет. А небольшая реклама не узаконена. В основном это рекламные вывески магазинов, которые находятся в тех же домах. У них и без того с нами заключены договоры управления, по которым они нам платят за техническое обслуживание. Еще и за рекламу платить будет тяжеловато.

К сожалению, еще не во всех управляющих компаниях процесс заключения договоров аренды поставлен на поток. Может быть, сказался и финансовый кризис: рекламодатели уходят с занимаемых площадей. На фасадах размещают рекламу, как правило, местные рекламодатели, которые пострадали от кризиса гораздо сильней федеральных. По словам предпринимателей, бизнес которых построен на сдаче в субаренду арендуемых у собственников площадей, рынок «фасадной рекламы» в этом году обрушился. «У нас было заключено около 30 договоров с управляющими компаниями, — рассказывает один из предпринимателей, — а на сегодня осталось только около 10 %».

Существенное падение платежеспособности арендаторов отмечают и управляющие компании. Помимо расторжения договоров его следствием стало и образование задолженностей.

— У нас, к примеру, в двух домах сдаются в аренду колясочные, относящиеся к общему имуществу соб­ст­венников, — рассказывает Ольга Маркова. — В одной колясочной располагается парикмахерская, в другой — мастерская по ремонту обуви. За деньги, которые платит владелец мастер­ской, мы в одном доме поменяли розлив горячей воды и отремонтировали небольшой участок дворовой территории. А вот парик­махерская — в должниках. Будем решать вопрос, может быть, и в судебном порядке.

Татьяна Тихонова
№181(22591)
01.10.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра в центре Вологды перекроют движение автомобилей и даже пешеходов

Ограничения приурочены к празднованию Дня города

Последнее в рубрике

Как эффективно начать стримить на Twitch: пошаговое руководство для новичков

Если вы хотите стать стримером на Twitch и делиться своими увлечениями с аудиторией, это руководство поможет вам в этом начинании.