«Птенцов» по осени считают
Патриарх череповецкой фотографии Николай Викторов открыл первую выставку работ своих учеников
отографов «Внимание, сейчас вылетит птичка» Николай Викторов, фотохудожник и педагог, творчески переосмыслил и с прошлого года занимается «высиживанием» будущих мастеров художественной фотографии. Корреспондент «Речи» увидел результаты первых «полетов» викторовских «птенцов» — в арт-галерее Евгения Калачева открылась выставка работ учеников студии Николая Викторова. «Меня самого очень интересует вопрос, зачем люди приходят в нашу студию, — рассказывает он. — И первым делом спрашиваю у новичка, чего он ждет от этих занятий? Ведь разных технических знаний он тут не приобретет, только творческий опыт. Есть у меня собственный лозунг: я не учу фотографировать, я учу фотографии, приобщаю к искусству. Большинство моих учеников признаются, что именно за этим они и пришли». Со своей первой группой Николай Викторов отзанимался уже больше года. О том, что обмен творческими флюидами между учителем и группой происходит в двустороннем порядке, говорит следующий факт: спустя несколько лет после того, как Викторов взял учеников, он и сам вернулся в фотографию, которую в последние годы забросил ради живописи.
Прогресс, который вручил едва ли не каждому жителю планеты недорогой цифровой фотоаппарат и инструкцию по его применению, принес художественной фотографии больше вреда, чем пользы. Да, теперь творить может всякий, зато этот «всякий» уверен, что для фотографирования, кроме пальца и кнопочки, не требуется ничего — ни специальных знаний, ни творческого воображения, ни жизненного опыта. Викторов по мере сил учит серьезному отношению к этому виду искусства. На своих уроках он не стоит перед классной доской с мелом и указкой, а использует систему мастер-класса и личного примера. Теория на его занятиях постигается через практику. Увидели, как работает мастер, попробовали сами, разобрали ошибки.
Если встретите на улицах Череповца группу с фотоаппаратами, «поливающую» вспышками окружающий мир, знайте: либо в городе японские туристы, либо Николай Викторов вывел учеников на пленэр. «У нас уже есть свои звездочки. К примеру, Вика Лисицына. Когда она пришла в группу, мы ходили на пленэр. И вот все снимают чего-то, а она стоит с фотоаппаратом в руках и растерянно озирается. Я спрашиваю: «Чего не фотографируешь?» «А я не знаю, чего и как…» — говорит она. Пришла, не владея техникой на самом элементарном уровне». Зато теперь она в группе лучшая: чуть не треть снимков на выставке — ее рук дело. Да и сам Николай Викторов, любуясь ее работами, искренне шепчет в бороду: «Под этим портретом и я не постеснялся бы подписаться, да и не только я, а вообще любой профессиональный фотограф. И вообще, когда ребятам удается сделать хороший снимок, я радуюсь больше, чем они». Впрочем, под фотографией Виктории, на которой запечатлен лежащий на снегу оранжевый зонтик ручкой кверху, на который сыплются белые хлопья, Николай Иванович вправе черкнуть и свой автограф. Авторство коллективное. Сам по себе зонтик на земле был мертв и интереса для съемки не представлял (героев фотографий, которые не переосмыслены творчески и не имеют изюминки, Викторов насмешливо зовет «вещдоками»). Но когда на зонтик полетел снег, подброшенный самим мастером и снятый учениками, снимок заиграл. Сухой дубовый лист с другой фотографии был «оживлен» капельками воды. Впрочем, в мире фотографии человек тоже сохраняет за собой звание царя природы, а потому время от времени группа выходит на оживленные улицы. «Я много лет работал фотокорреспондентом городской газеты, — говорит Николай Викторов. — Это универсальная должность — фотокор должен знать и уметь все. Особенно репортаж. Сегодняшние фотохудожники почему-то брезгуют этим жанром — боятся нос из студии высунуть. А я считаю, что фотографу нужно больше ходить в народ, снимать людей, жизнь».
Один из его учеников, Василий Сергеев, именно жанром портрета и занимается — проблем с «натурой» никаких. Говорит, что эксплуатирует естественную страсть человечества, особенно ее женской половины, быть сфотографированным. «Я занимаюсь у Николая Ивановича чуть меньше года. Знакомая позвала — сказала, хорошие курсы, полезные для фотографа. А я к тому времени уже несколько лет снимал, много книг про фотографию прочитал, и считал, что многое знаю и умею. Здесь я увидел, что очень многое было от меня скрыто — я, как оказалось, даже не представлял всех возможностей фотокамеры и человеческой фантазии. В конце концов моя подруга перестала ходить, а я остался», — рассказывает представившийся безработным Василий Сергеев, который питает душу творчеством, а тело — «шабашками по фоточасти».
Полноценный курс Николая Викторова Василий прослушал и «прощелкал», но уходить из группы не собирается, как и большинство его «одноклассников». Во-первых, повторение — мать учения, а во-вторых, в классе Викторова ни о каком повторении речи быть не может. «Я не помню, чтобы покидали группу, потому что не нравится или не получается, — говорит Николай Иванович. — Уходят по двум причинам: или из-за финансовых трудностей (одно занятие стоит 200 рублей, в месяц выходит 1600 рублей — авт.), или, отзанимавшись месяц-два, решают, что все знают и умеют».
Сергей Виноградов
№166(22576)
10.09.2009
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →