9 сентября 2009 года. 20:16

Автопром на обочине

Сегодня российский автопром поддерживается государством как никакая другая отрасль. Однако ни введение заградительных пошлин на иномарки, ни предоставление льготных автокредитов на автомобили, собранные в России, не смогли остановить катастрофический обвал авторынка в стране. В недрах Госдумы готовится еще один рецепт — законопроект, согласно которому материнский капитал можно будет тратить на покупку автомобиля российского производства.
Сегодня российский автопром поддерживается государством как никакая другая отрасль. Однако ни введение заградительных пошлин на иномарки, ни предоставление льготных автокредитов на автомобили, собранные в России, не смогли остановить катастрофический обвал авторынка в стране. В недрах Госдумы готовится еще один рецепт — законопроект, согласно которому материнский капитал можно будет тратить на покупку автомобиля российского производства.

1. Отбросило к 1971 году.Суммарные производственные мощности на территории России позволяют выпускать 2,4 — 2,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей в год. При этом, по подсчетам аналитического агентства «Автостат», в текущем году из-за финансового кризиса загрузка мощностей на предприятиях автопрома опустилась ниже отметки в 30 %. При сохранении текущих темпов за год в России соберут не более 700 тыс. автомобилей — это, как отмечают аналитики «Автостата», станет самым низким результатом за всю историю отечественного автопрома начиная с конца 60-х годов.

После 1971 года выпуск автомобильной техники на предприятиях отечественного автопрома ни разу не опускался ниже отметки в 1 млн единиц. Очень сложным для российского автопрома оказался период с 1993 по 1995 годы, когда шла приватизация предприятий, разрушались производственно-хозяйственные связи, а в экономике господствовала гиперинфляция. Но и тогда российским автозаводам удалось удержать годовой выпуск на отметке чуть выше 1 млн единиц.

Нынешний год войдет в историю как самый сложный для российского автопрома, и до весны 2010 года ряд предприятий и компаний, скорее, не доживут, констатируют аналитики.

2. Стоп конвейер!Август ознаменовался отдыхом у двух российских автогигантов: суще снижение спроса на автомобили в России привело к тому, что АВТОВАЗ и КАМАЗ были вынуждены заявить о приостановлении производства с 1 августа. И только в начале этой недели конвейер АВТОВАЗа вновь заработал. Правда, пока лишь в одну смену. Зато, по данным РИА «Новости», с 3 августа остановились российские заводы по сборке Renault и Toyota.

Ford остановил работу конвейера на заводе во Всеволожске (Ленинградская область) с 31 августа по 11 сентября. Кроме того, во избежание сокращений завод во Всеволожске при снижении объема выпускаемых автомобилей с 22 сентября перейдет на работу в две смены. Все сотрудники, занятые в третьей смене, будут переведены на соответствующие должности в первой и второй сменах. Также будет введен режим неполной (четырехдневной) рабочей недели с 6 октября.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ компания заблаговременно проинформировала профсоюз о планируемых организационных изменениях, которые помогут избежать сокращений рабочих мест.

По данным Минпромторга, Россия в январе — июне текущего года снизила производство всех видов автомобилей. Так, выпуск «легковушек» сократился на 60 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, грузовиков — на 72,5 %, автобусов — на 63,5 %.

3. Тормозной путь.Автомобильный рынок России, просевший в июле на 58 % по сравнению с тем же месяцем прошлого года, по итогам семи месяцев опустился на пятое место по числу проданных автомобилей в Европе. Всего в стране с начала года реализованы 879 тыс. автомобилей, сообщает аналитическое агентство «Автостат». В пятерке лидеров падение наблюдается также в Италии. Германский, французский и британский рынки демонстрируют рост.

По количественному показателю совсем ненамного Россию опережает Италия, где с начала года проданы 886 тыс. единиц автотранспорта. Правда, в сравнении с прошлым июлем Италия демонстрирует гораздо меньшее падение, чем Россия, — на 8,6 %. Всего в прошлом месяце в Италии было продано 135 тыс. машин, а в России — 115,5 тыс. По итогам первого полугодия Россия еще находилась на четвертом месте в Европе.

Лидируют же в Старом Свете Германия (340 тыс. проданных авто в июле, +30 % к прошлогоднему показателю, и всего 2,4 млн единиц с начала года), Франция (188 тыс. в июле, +7 % к прошлогодним цифрам, 1,32 млн с начала года) и Великобритания (157 тыс. в июле, +2,4 % к прошлогодним цифрам, 1,1 млн с начала года). Отставание Великобритании по темпам наращивания продаж «Автостат» объясняет тем, что там только начала действовать программа по стимулированию спроса потребителей, введенная государством в мае.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за семь месяцев 2009 года снизились на 882 тыс. штук по сравнению с тем же периодом в 2008 году. В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, семь производятся в России.

Десятка выглядит так: Lada (продажи снизились на 44 %), Сhevrolet (-53 %), Ford (-53 %), Renault (-36 %), Nissan (-53 %), Toyota (-60 %), Hyundai (-66 %), Kia (-39 %), ГАЗ (-60 %) и Daewoo (-50 %).

В прошлом году автомобильный рынок России занимал стабильное второе место в Европе, время от времени обгоняя германский, отмечают аналитики.

4. Выехать на младенцах.«Единая Россия» разработала законопроект, по которому материнский капитал можно будет тратить на покупку автомобиля российского производства. По мнению авторов проекта, это поддержит и автопром, и рождаемость. Депутат «Единой России» Анатолий Иванов внес в Госдуму проект о внесении соответствующих изменений в закон

«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Действующий закон предусматривает, что материнский капитал можно тратить на улучшение жилищных условий, образование для детей, а также для формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших второго, третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. Однако, по мнению Иванова, эти меры недостаточно стимулируют рождаемость. «Направление материнского капитала на получение образования и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин являются отложенными потребностями, о которых молодые семьи еще мало задумываются, — констатирует автор законопроекта. — Особенно это касается пенсий».

Депутат предлагает «усилить стимулирующую роль материнского капитала», позволив приобретать на него машину. Автомобиль, по мнению Иванова, «может быть необходим для совершенно различных целей начиная от доставки детей в медицинские, дошкольные и учебные заведения». А также для поездок на работу, домой и для коммерческого использования в целях пополнения семейного бюджета.

На сегодня материнский капитал составляет 312 тыс. руб. Условия, согласно законопроекту, к автомобилю выдвигаются следующие: он должен быть новым и произведенным в России. Цена автомобиля не ограничена.

5. Уйти по-английски.Есть ли будущее у российского автопрома? Как ни печально, мнение экспертов на этот счет однозначно: идея стопроцентно отечественного легкового автомобиля себя исчерпала. По мнению председателя правления Института современного развития Игоря Юргенса, чем скорее будет объявлен тендер на реструктуризацию АВТОВАЗа, тем лучше. Он уверен, что на заводе можно будет выделить какую-то часть производства для выпуска конкурентоспособной продукции, остальное закрыть, а людей переобучить. Тендер, естественно, предполагает участие грандов мирового автомобилестроения. Ибо нам нужны не столько деньги, сколько ноу-хау.

Кстати, в мире есть примеры промышленно развитых стран, отказа от собственного автопрома. Самый, пожалуй, показательный опыт в этом плане — британский. В середине прошлого века автомобильная промышленность Соединенного Королевства вышла на лидирующие позиции в Европе. В 1950 году ей принадлежало 52 % мирового рынка экспорта автомобилей. Однако период мирового господства британского автопрома завершился примерно в одно время с закатом Британской империи. Японские и континентальные европейские производители оправились после войны, американцы насытили внутренний рынок и все чаще стали заглядываться на расширение производства за границей. Высокая стоимость производства и рабочей силы в Великобритании, множество выпускаемых моделей, внутренняя конкуренция — все эти факторы вели к снижению темпов роста и рентабельности производства в британских компаниях. В

1960-е годы страна скатилась со второго на четвертое место в мире по производству автомобилей. Оказавшиеся на грани разорения заводы были вынуждены объединяться или искать иностранных, главным образом американских, инвесторов. Последним крупным игроком на британ рынке стала корпорация BLMC (British Leyland Motor Corporation), объединившая все мало-мальски значимые британские марки — от Mini и Rover до MG и Austin. Однако концерн погряз в трудовых спорах, проблемах с качеством продукции, столкнулся с неэффективным использованием оборудования и конкуренцией со стороны зарубежной продукции в связи со вступлением Великобритании в ЕС. В итоге BLMC был переименован в British Leyland и национализирован. Государство, как могло, поддерживало свой автопром на плаву, однако постепенно число заводов и рабочих сокращалось, а в стране открывались новые предприятия известных зарубежных марок. В 1994 году остатки былого могущества британской автопромышленной империи были проданы германской BMW. Это ознаменовало конец массового производства британских автомобилей.

Максим Горсткин
№162(22572)
4.09.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Традиционный январский прорыв канализации произошёл на улице Ленинградской в Вологде

На этот раз прорвало участок на перекрестке с улицей Гончарной. Движение по этой улице сейчас полностью закрыто

Последнее в рубрике

Более миллиарда рублей похитили дистанционные мошенники у вологжан в прошлом году

Почти три четверти этой суммы приходится на Вологду и Череповец