24 августа 2009 года. 15:01

Натур-продукт

Череповецкие художники представили творческие отчеты на тему «Как я провел лето»
Традиционного после возвращения из отпуска вопроса «Где был?» череповецкие художники друг другу не задают. Вместо этого для удовлетворения любопытства общественности ежегодно в середине августа открывают выставку летних пленэрных работ. Опытный глаз не только узнает по картинам, где был и чем преимущественно занимался их автор, но даже угадает, хорошо ли тот отдохнул. В нынешней пленэрной выставке, которая открылась в Доме художника, приняли участие четырнадцать ведущих художников Череповца, творящих в техниках живописи, графики, акварели и батика. Выставка будет работать до середины сентября. Главным пленэрным сезоном лето стало по нескольким причинам — главным образом, художников выгоняют из городских квартир отпуск и теплая погода. Можно, конечно, и зимой выбраться в лес с мольбертом, но руки мерзнут, а в варежках линия не та получается. Самым морозоустойчивым среди членов местного филиала Союза художников России считается Роман Зубков, чьи полотна на выставке выделяются среди соседних наличием нерастаявшего снега. Со всех остальных ярко светит солнце, благо июль в нынешнем году выдался теплым.

Что касается географии запечатленных на картинах уголков, она вполне предсказуема: наша область и ее окрестности. По словам самих художников, эту местность они чувствуют и, разыскивая натуру для пейзажа, могут найти нечто обобщающее. В других землях подобного эффекта было бы не достичь. Впрочем, в общем правиле имеются и исключения. С работ Любови Борисовой смотрят улочки Санкт-Петербурга, а на полотнах Надежды Комиссаровой раскинулись виды Хибинских гор.

А вот Александр Качуланов далеко от Череповца не отъезжал — его выставочные картины были написаны на берегах Суды, в селе Воскресенском и на Соборной горке. «В глубинке на человека с мольбертом реагируют по-разному, но чаще всего с интересом и любопытством, — рассказывает художник. — Мы однажды с приятелем писали на деревенском бережку — мимо шел мужик, подошел посмотреть. А друг как раз свой лист замазывал перед работой. Мужик кривится: «Фу, какая мазня». А через некоторое время снова шел мимо и бросил взгляд в наши рисунки. «А вот теперь, гляди-ко, начинает получаться», — сказал он со знанием дела. А мой друг ему: «Приходи через часик, то ли еще будет».

На своих летних работах Александр Качуланов разминался и разогревался, ведь грядет его любимое время года — осень. «Она при любой погоде хороша — в дождь и в солнце», — утверждает он.

Коллега Качуланова Владимир Дмитриев, которого мы также застали в выставочном зале Дома художника, на экспозицию принес две картины — одна из них написана в Кирилло-Белозерском монастыре, другая в Ферапонтове. В эти места художник частенько выбирается на машине с палаткой. «Ферапонтовский монастырь много раз фотографировали, но я писал с натуры, — признается художник. — Настоящую работу по фотографии не написать. Снимок помогает уточнять какие-то детали пейзажа. Требуется натурная работа — на картину ведь все накладывается. И личные впечатления от местности, и настроение, и другие нюансы. Надо поискать все эти вещи в себе, походить по тем местам, которые пишешь, подумать». На картину попал даже шквальный ветер, который, по словам Владимира Дмитриева, чуть не вырвал у него кисть из рук. Изобразить стихию удалось благодаря камышам, пригнувшимся к земле.

Сергей Виноградов
№153(22563)
24.08.2009

Источник: Газета «Речь»