19 августа 2009 года. 16:19

Александр РУСАНОВ: «В ученики киномеханика пошел из любви к искусству»

В юности худрук Транс-театра мастерил деревянные ящики и по тридцать раз смотрел каждую кинопремьеру
Речь продолжает проект «Моя первая работа», в котором известные состоявшиеся череповчане рассказывают о первых трудовых опытах. Своеобразные постановки череповецкого Транс-театра покорили не одну страну Европы, во многом благодаря тому, что они лишены слов и всем понятны. Для создателя и руководителя этого уникального театра Александра Русанова всегда было важно говорить с огромным миром на одном языке и ощущать себя его частью. В 15 лет то же самое «коллективное» чувство повлекло Александра на фанерно-мебельный комбинат, откуда ему предстояло вынести первую трудовую копейку. «Мы колотили там ящики — работа была сдельная, сколько наколотил, столько и получил, — вспоминает Русанов. — Пошел туда, потому что все мои друзья там работали. За компанию».Спустя непродолжительное время Александр с первой работой расстался, поскольку не видел в ней поэзии. Зато на второй должности недостатка в прекрасном не было. «Школу я окончил, когда мне еще не было восемнадцати лет, оставалось время до армии, — рассказывает режиссер. — Чтобы провести его интересно и с пользой, устроился в наш кинотеатр «Комсомолец» учеником киномеханика. Там тогда два зала параллельно работали, меня определили в Зеленый зал. Проведя три месяца в учениках, я поехал в Вологду и сдал экзамены на помощника киномеханика. Зарплата была маленькая, что-то около шестидесяти рублей, но подкупало то, что на работе я мог наслаждаться кино. Я и пошел в кинотеатр из любви к искусству, потуги заниматься им у меня уже тогда были. Далеко не все фильмы мне нравились, но некоторые с удовольствием смотрел по двадцать и тридцать раз, пока они шли. Например, «Афоню» с Куравлевым в главной роли. И не надоедало. Настоящим празд­ником было, когда к нам привозили хорошие французские комедии и боевики с участием Бельмондо. Попадались и интересные приключенческие картины — например, «Бей первым, Фредди», я с тех пор его очень люблю».

По воспоминаниям Александра Русанова, первую зарплату он решил потратить на себя — приодеться. Во время тотального дефицита ему удалось купить в отделе тканей Дома быта ярко-алый вельвет. Отрез пошел на модные брюки-клеш. «Я очень любил ходить в них зимой, когда брюки забавно смотрелись на фоне белого снега, — вспоминает Александр. — Выглядело это, конечно, по-пижонски, но на меня обращали внимание. Эти брюки сохранились до сих пор — моя жена бережет их, как реликвию. Ведь многие не верят, что в советское время в наших магазинах можно было купить такой материал».

Опыт работы в кинотеатре не пропал даром и пригодился раньше, чем Александр Русанов мог надеяться — в армии его возвели в должность киномеханика и раз в неделю череповчанин «крутил» сослуживцам.

Впрочем, не алыми клешами и уважением среди однополчан ценна работа в юношеском возрасте. Александр Русанов видит в ней немалое педагогическое значение: «В свое время я учился на учителя, и абсолютно согласен с нашими светилами педагогики: если человек хочет социализироваться в обществе, труд в коллективе ему необходим. — Чем больше человек общается с людьми из самых разных слоев, тем лучше и быстрее он воспитывается как социальная единица. Считаю, что советская система, когда дети благодаря пионерским лагерям, кружкам и прочему могли общаться со множеством людей и познавать жизнь, давала свои плоды».

В списках городского Центра занятости и Центра общественных работ имеется множество вакансий разнорабочих. Зарплата составляет от четырех до семи тысяч рублей. А вот киномеханики четырем череповецким кинотеатрам в настоящее время не требуются.

Сергей Виноградов
№150(22560)
19.08.2009

Источник: Газета «Речь»