13 августа 2009 года. 16:44

Как предсказывают погоду?

Городское метбюро: «работаем по приборам»
Погода — одна из универсальных тем в разговоре, интерес к которой никогда не угасает: от того, дождь на улице или солнце, тепло там или прохладно, зависит многое в нашей жизни. Каждый день, выходя из дома, мы смотрим на термометр, а собираясь на дачу или отдых, обращаемся к метеорологическим прогнозам. Этот август выдастся дождливым и прохладным — предсказывают синоптики. С сегодняшнего дня ожидаются дожди и прохлада, от 15 до 19 градусов тепла. Таков прогноз череповецкого гидрометбюро на ближайшие три­четыре дня. О том, как составляются прогнозы погоды, мы решили спросить у самих синоптиков — для этого корреспонденты «Речи» отправились в городской аэропорт, где и располагается череповецкая метеостанция.

«Синоптики врут», — любят утверждать в народе. Череповецкие синоптики, по их заверениям, стараются максимально точно и предупредительно обходиться с фактами: оказывается, синоптическая система синхронно работает по всему миру. У метеорологов даже время иное, чем у обычных российских граждан: в бюро живут по Гринвичу — единой часовой системе для синоптиков всех стран.

Сейчас основное городское бюро располагается недалеко от Ботова — метеорологи «привязаны» к аэропорту «Северстали». Предыдущим местом дислокации для синоптиков, так же, как и для самого аэропорта, было Матурино. Метеорологический пост стоит там и сейчас. А «головное» бюро и сейчас располагается в яркой красно­белой башне неподалеку от взлетно­посадочной полосы.

Основной «материал» для своих исследований синоптики собирают на небольшой огороженной полянке, которая находится рядом с башней.

— Здесь можно ходить только по тропинкам, — объясняет Галина Теплова, техник­метеоролог и по совместительству наш проводник. — Для того чтобы узнавать уровень осадков и влажности, нам необходимо здесь поддерживать условия, максимально приближенные к природным.

На полянке располагается большая часть «измерителей» температуры — в основном это обычные термометры. Градусники «поставлены» в разные условия — какие­то находятся на глубине 1,5 метра, какие­то лежат на участке голой взрыхленной земли: измеряют дневную температуру поверхности почвы. Неподалеку стоят два ведерка — одно из них окружено металлическими лепестками.

— Лепестки нужны для того, чтобы приблизить получаемое количество осадков к тому объему, который реально выпадает на землю, — объясняет Галина. — А вот здесь, в психрометре (под этим названием скрывается деревянный ящичек с решетками по бокам), стоят термометры, по которым мы измеряем температуру и влажность воздуха. Влажность измеряется путем вычисления разницы показаний двух термометров — сухого и смоченного в воде. Зимой вместо термометра с водой мы используем специальный аппарат — гигрометр, так как смоченный в воде термометр покрывается льдом.

Все данные, собираемые на площадке, соединяются с другими данными, полученными уже непосредственно в кабинете техников (там стоит часть аппаратуры для измерения скорости ветра, видимости и атмосферного давления). Замеры производятся каждые три часа, шифруются и отправляются телетайпом в Вологду, откуда информация идет в столицу и в Архангельск. После этого свою, аналитическую, часть работы начинают выполнять синоптики — им различные карты атмосферных фронтов присылаются уже по обратному «маршруту». В совокупности с местными цифрами это дает возможность прогнозировать погоду.

— Мы используем карты, на которых отмечены приземные метеорологические показатели и показатели отдельных высот, — рассказывает старший инженер­синоптик станции Ирина Смирнова. — У нас всего четыре смены (работники станции трудятся по графику «сутки через трое» — авт.), и в каждой из них работают два синоптика: один создает прогнозы для авиации, а другой — прогнозы для жителей Череповецкого района и речного судоходства на нашем отрезке Волго­Балта. Официальный прогноз для службы 001 мы делаем на три дня, детально можем расписать на девять дней. Но такие заказы у нас, как правило, являются коммерческими: гидрометбюро — самостоятельная организация, вынужденная зарабатывать на жизнь своими услугами. Даже с аэропортом мы сотрудничаем на договорной основе.

Чтобы составить прогноз, синоптик берет присланные ему карты (их в бюро тоже получают каждые три часа), спутниковые фотографии. С учетом данных о температурах, ветре и влажности, указанных на картах, проводятся линии фронтов, их предполагаемые схемы движения. Учитываются и особенности рельефа — например, Рыбинское водохранилище «переплывет» не каждая гроза.

— У нас очень ответ­ственная и оперативная работа, требующая высокой собранности, — рассказывает Ирина Викторовна. — Главное в метеорологии — точность!

В самом кабинете синоптиков даже часы идут не так, как у нас: когда у нас 4 часа дня, в Ботове настенные часы показывают полдень.

Елена Срапян
№146(22556)
13.07.2009

Источник: Газета «Речь»