Горшки обжигают не боги
Для чего гончару диван, молоко и 300 тысяч
Оказывается, что обжигать глиняную посуду можно, предварительно полив молоком, и что глина для керамики «свободно» лежит в областных карьерах, — обо всем этом нам рассказал череповецкий мастер гончарного дела Александр Зварич. В этом году он получил грант на развитие малого предпринимательства. О своем деле Александр Николаевич говорит с большой серьезностью: по его словам, керамика не может быть для человека сиюминутным увлечением — для того, чтобы достичь определенных успехов, требуется огромная работа. О том, что мы увидели в гончарной мастерской и что собирается делать с полученным грантом Александр Зварич, — читайте в сегодняшнем номере.
Череповецкий гончар Александр Зварич — один из счастливчиков, получивших от правительства области грант в 300 тысяч рублей на развитие своего дела. Сейчас эти средства уже направлены на закупку современного гончарного оборудования, которое в наших краях является редкостью изза своей дороговизны. Чтобы посмотреть на работу керамиста своими глазами, мы отправились к нему в мастерскую, находящуюся в Доме художника на Советском проспекте.
В Доме художника тихо — только негромкая музыка из подвала, в котором находится мастерская, свидетельствует о том, что здание «живет». Сама мастерская оказывается довольно просторной: здесь нашлось место не только для горшков и ваз, но и для работ друзей мастера — картин, деревянных игрушек. С покрывала на диване скалятся две тигриных морды, на столике рядом — открытый пакет молока и относительно свежая «Российская газета».
Александр Николаевич приветствует нас сидя, не отрываясь от работы: надо загладить швы на застывающих перед обжигом керамических кружках.
— Керамикой я занимаюсь не так давно, лет десять, — рассказывает Александр Зварич, — а в этой мастерской работаю шесть лет. В прошлом военный, к ремеслу я шел целенаправленно, правда, не знал, к какому: раньше занимался графикой, а когда приехал в Череповец, решил применить свои способности в более прикладной сфере. На улице Пушкинской был Дом ремесел, куда я и отправился. Мне предложили на выбор несколько курсов: резьба по дереву, чтото еще… Преподавателя по керамике — моего будущего учителя Сергея Лопатенко — тогда не было в городе. Но я выбрал керамику и дождался приезда преподавателя: первый раз взяв в руки глину, я понял, что это занятие — мое.
Сейчас для создания керамики у Александра Николаевича есть все условия — и современный гончарный круг, и две печи: старая и новая, еще не подключенная. Глину Зварич добывает собственными руками — в карьерах области ее очень много.
— Вот посмотрите, — демонстрирует нам гончар кусок непонятной землицы с торчащими ветками, — это и есть та глина, из которой я делаю большую часть своих работ.
Все этапы подготовки материала проводит самостоятельно: глина сушится, потом размачивается заново в ванной до кисельной консистенции, далее фильтруется и опять сушится. Иногда Александр Николаевич использует привозную глину — например, белые кувшины, стоящие на полке за спиной у керамиста, сделаны из питерского материала.
Отставив на время кружки, гончар показывает нам, как из простого куска глины рождается домашняя утварь. Взяв небольшой кусок, мастер разминает его и несет на гончарный круг. Который, кстати, меня удивил — до этого момента круги я видела только глиняные, старые, на которых работают в деревнях и селах. У череповецкого гончара прогресс налицо — круг электрический.
На первый взгляд, происходящее не кажется чемто требующим особого мастерства — с такой легкостью толстый глиняный блин вытягивается в кувшинчик. Тем не менее именно идеальная ровность податливого изделия — признак умелости мастера. Как живая, глина растет в высоту — и, получив необходимую форму, Александр Зварич приступает к украшению кувшинчика: простой тряпочкой, приложенной к глине, он делает на изделии полоски.
— Мои изделия можно приобрести на областных ярмарках, выставках. В магазинах, конечно, их не купишь, но можно прийти лично и заказать необходимую вещь, — рассказывает мастер.
После того как изделие приобретает законченную форму, его обжигают, причем есть разнообразные методы: к примеру, черный с металлическим отливом цвет получается у керамики, впитавшей копоть в закрытой печи, а бронзовый отлив получается оттого, что изделие предварительно поливают молоком.
В довольно просторной мастерской керамист работает в одиночку; только в конце этого года, если все пойдет удачно, Александр Зварич планирует взять себе двухтрех человек в подмастерья. Вообщето, планов много, делится с нами керамист, но успеть все сложно — не хватает времени. Кстати, диван в мастерской стоит не просто так — иногда приходится ночевать около рабочего места: надо постоянно контролировать процесс обжига. Семья гончара, состоящая из жены и сына, относится к такой работе с пониманием и поддержкой, что для творческого человека — безусловное счастье.
Елена Срапян
№145(22555)
12.07.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →