7 августа 2009 года. 15:25

Кто вредит автосалонам?

Неизвестные поджигают иномарки на стоянках официальных дилеров. Мотивы преступлений неизвестны
За последние двое суток два известных череповецких автосалона пострадали от рук поджигателей. Злоумышленники спалили в общей сложности четыре машины, находившиеся на открытых стоянках. Милиция рассматривает одновременно несколько версий. Руководители торговых точек не берутся предполагать, какие проблемы кому­то понадобилось решать преступным путем.

Первый тревожный сигнал для автосалонов прозвучал в ночь с 4 на 5 августа. В 23.20 на открытой стоянке автоторговой точки на ул. Гоголя загорелась «Тойота Камри». Спасти автомобиль пожарные не смогли: от иномарки практически ничего не осталось. Официальная причина возгорания — поджог. Иномарка, принадлежащая частной фирме, находилась в ремонте. Сейчас автосалон вынужден решать вопрос с предоставлением этой фирме подменного автомобиля. Случившееся, впрочем, не привлекло большого внимания. Однако вчера ночью произошло аналогичное ЧП. В 1.25 загорелись одновременно три новых автомобиля на открытой стоянке крупного автосалона, расположенного на Октябрьском пр. Практически полностью сгорели «Шевроле Ланос», «Опель Астра» и «ЗАЗ Сенс». Причина — опять поджог.

Руководители как пострадавших, так и других городских автоцентров вчера утром вели переговоры друг с другом о том, как обеспечить безопасность своих машин и каковы могут быть мотивы преступлений, в серийности которых уже нет сомнений. «Версий очень много, сейчас ведется проверка, — объяснил «Речи» начальник первого отдела милиции УВД Череповца Сергей Краюхин. — Пока мы не можем эти версии разглашать, так как нет никакой определенности, какая из них может оказаться верной. Они все проверяются без исключения». «Мы бы сами хотели знать, кто и зачем это делает, — ответили на наш вопрос в одном из пострадавших автосалонов. — Смысл непонятен: машины обычно застрахованы, чего люди хотят добиться — неясно. Вариантов может быть много, начиная с общеэкономической ситуации на авторынке, когда вдруг выплывают различные криминальные моменты, и заканчивая какими­то фантастическими версиями. Мы будем действовать в зависимости от того, как пойдет дело дальше. Еще ведь неизвестно, как пройдет эта ночь. Если местные органы следствия не смогут разобраться в ситуации, то мы будем обращаться в службы безопасности тех компаний, чьими дилерами мы являемся. Они помогают своим дилерам даже в таком положении».

Специалисты не скрывают, что, возможно, речь идет о конкурентной борьбе. Однако заказчики подобного рода покушений непонятны. Оба пострадавших салона являются официальными дилерами известных марок, ведут «белый» бизнес уже значительное время, их ближайшие конкуренты из числа «серых» дилеров известны и никогда ранее не прибегали к подобным методам передела рынка. Количество сожженных машин и размер ущерба также в целом не критичны для предприятий­жертв.

Подобные методы конкурентной войны, впрочем, характерны для вологодского автобизнеса, который сейчас продолжает постепенно выходить на череповецкий рынок.

Так, осенью 2007 года в областном центре прокатилась целая волна поджогов в автосалонах. У официального дилера «Киа­Моторс» сгорели 11 машин, у дилера «Рено» в результате срабатывания на стоянке взрывного устройства (!) пострадали 18 автомобилей, еще у двух автосалонов неизвестные сожгли автовозы. Найти злоумышленников милиции не удалось, как и выдвинуть какую­то более­менее обоснованную версию событий. Владельцам торговых точек пришлось писать открытое письмо властям с требованием разобраться в причинах неожиданной криминализации автомобильного бизнеса.

Не исключено, впрочем, что конкурентные споры здесь ни при чем и машины жгут исключительно из хулиганских побуждений. В пользу этой версии говорит то, что последние несколько дней для пожарных выдались вообще крайне сложными. В те же дежурные сутки, когда сгорели три машины на Октябрьском пр., по городу прошла и серия малопонятных поджогов старых деревянных домов. В четыре часа дня изнутри загорелось старое здание на пр. Луначарского, 1, где ранее располагался горком КПРФ («Речь» писала об этом в номере от 6 августа), а спустя час заполыхала ветхая деревянная постройка на ул. Данилова, 4. «Только успели локализовать этот пожар, как поступил еще один вызов — горит деревянный дом на ул. Данилова, 12, — рассказывает зам. директора Центра по защите населения и территорий от ЧС Юрий Коркин. — В обоих домах никого, к счастью, не было. В час ночи загорелись машины на Октябрьском пр., а уже в шесть утра опять старое деревянное здание — теперь на ул. Матуринской, 34. Пожарным пришлось всю ночь работать почти без отдыха». Во всех перечисленных случаях речь идет либо о поджоге, либо о «неосторожном обращении с огнем неустановленных лиц»: такая формулировка причины пожара применяется к старым ранее горевшим зданиям со свободным доступом внутрь.

Наконец, третья версия происходящих событий заключается в попытке надавить на участников авторынка с целью получения части прибыли. Объективных доказательств этому нет, но подобного рода криминальные ситуации в последнее время возникали у ряда частных фирм, в том числе и из автотранспортной сферы. Как неофициально признаются участники таких историй, после очередного ЧП к ним поступали предложения по «обеспечению охраны» бизнеса. «По области идет передел сфер криминального влияния. Перепродажа металла, игорные клубы, сауны — все это больше не приносит прибыли. Идет поиск новых более­менее живых ниш, где можно сделать деньги», — неофициально признаются работники правоохранительных органов. Хозяева автосалонов, впрочем, не склонны верить в подобный вариант развития событий: «В наше время это невозможно».

Андрей Ненастьев
№142(22552)
07.07.2009

Источник: Газета «Речь»