6 августа 2009 года. 07:23

Бизнес-­«теремок»: в тесноте и в обиде

Рынок бытовых услуг разбухает, пополняясь новыми участниками, но разнообразней не становится
Вчера в центре занятости состоялось очередное заседание комиссии по рассмотрению бизнес­проектов череповчан, оставшихся без работы. Пять человек успешно защитили свои бизнес­идеи и могут рассчитывать на получение грантов в размере 73,5 тыс. руб. (годовое пособие по безработице). Как и большинство их предшественников, получивших гранты, они открывают свое дело в уже «обжитых» сферах предпринимательства, где сложились и покупательский спрос, и конкуренция. И по этому пути идут почти все череповчане, вынужденные в трудное время становиться самому себе работодателем. Мало кто осваивает новые виды услуг, которые населению доселе не предлагались, но могут пользоваться спросом. В связи с чем предприниматели, давно работающие в сфере бытовых услуг, говорят, что на их рынках за последние месяцы сложилась нездоровая ситуация.

Давать объективный анализ ситуации, сложившейся на рынке бытовых услуг в период кризиса, и делать выводы специалисты не берутся, потому что отсутствуют официальные данные, на которые можно было бы опираться. Даже статистики, говорящей о количестве закрывшихся и открывшихся точек по оказанию тех или иных бытовых услуг, нет.

— Сфера бытовых услуг для нас — серое пятно, — говорит и.о. начальника управления развития городской экономики и торговли Татьяна ТИТОВА. — Ранее мы составляли реестр этих предприятий, но полную картину он дать не может, поскольку не является исчерпывающим. Процедура уведомления об открытии точки по оказанию бытовых услуг носила добровольный характер — кто­то уведомлял, кто­то нет. Мы сами их обходили, вручали письма с просьбой уведомить, прилагали форму заявления для заполнения. Но в скором времени, кстати, реестры предприятий по оказанию бытовых услуг сформируются, потому что с 1 июля вступил в силу закон о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля в той части, которая обязывает малый бизнес перед началом деятельности уведомить о своем открытии федеральные органы исполнительной власти. И эти органы будут вносить их в госреестры.

Впрочем, предпринимателям, давно работающим в этой сфере, статистика не нужна: будучи заинтересованными лицами, они не могут не отслеживать ситуацию на своих рынках. И охотно делятся наблюдениями, потому что — «наболевшее». Особенно наболело у предпринимателей, оказывающих такие услуги, которые и до кризиса были не самыми прибыльными, — как, например, пошив одежды, ремонт обуви, изготовление ключей.

— Объемы оказания услуг на существовавших до кризиса точках падают, но количество точек при этом растет, — рассказывает предприниматель Сергей ПАНОВ, чья сфера деятельности — металлоремонты и ремонт обуви. — Так уже случилось с ремонтом обуви: скоро в каждом дворе по точке будет в подвалах. В ателье объемы падают и растет количество так называемых надомников: швейные машины у многих есть. Предполагаю, что такая же ситуация будет с парикмахерскими и авторемонтом. Еще полгода — и машины будут ремонтировать в гаражах. При этом, думаю, мало кто получал какие­то свидетельства. Получается, что сфера бытового бизнеса разбухла, но разбухла за счет теневого бизнеса. По имеющимся у меня примерным данным, объемы оказания услуг в зарегистрированных точках за восемь месяцев сократились в среднем на четверть. Конкуренция сильно возросла, но конкуренция эта нездоровая, и экономике города она, по сути, совсем не на руку, потому что налоговых поступлений не прибавляет.

Соучредительница крупного ателье Наталья СИТУХА, которая работает в своей сфере более 25 лет, тоже говорит о нездоровой конкуренции.

— У нас в городе на портных не готовят, все профессионалы на счету. Отсюда вопрос: кто сейчас садится шить? По принципу: люблю шить — давай­ка займусь швейным делом. Я понимаю, что жизнь заставляет. Но из­за нелегальных работников, которых появилось очень много, легальные ателье существенно потеряли в клиентуре, потому что «надомники» оттягивают клиентов более низкими ценами, так как ни налогов, ни арендных платежей над ними не висит. При этом далеко не все из них профессионалы, и клиенты, получив некачественную услугу, делают обобщающие выводы и отказываются потом обращаться даже в ателье, — говорит Наталья Ситуха. — Или другой аспект проблемы. Сейчас реализуются программы по предоставлению грантов для открытия бизнеса. Конкретный случай. Женщина работала педагогом, попала под сокращение, решила подать заявку на грант. Мол, люблю шить — этим и займусь. Красиво написала проект и получила 300 тысяч рублей. Конечно, хорошо, что такие программы существуют, необходимо обеспечить занятость людей. Но не лучше ли предоставить эти деньги действующему предприятию с условием, что оно создаст дополнительно, к примеру, 15 рабочих мест. А так, мне кажется, деньги просто­напросто закапываются. Сделала эта женщина за счет гранта первоначальные вложения, заняла работой себя, может быть, помощницу наняла — а что будет через год?

Наверно, будет выгоднее для всех сторон, если череповчане, вступающие в предпринимательство, попытаются искать новые сферы приложения своих сил. Только вот решаются на это немногие — судя по информации, получаемой из вывешенных по городу объявлений и из рекламных газет. Горожане, регулярно их просматривающие, заметили, насколько увеличилось количество «частников», предлагающих свои услуги. Но качественных изменений нет: фигурируют все те же виды работ, которые предлагаются уже многие годы. Единственное, чем разнятся объявления, это наличие или отсутствие сведений о регистрации в налоговой инспекции, которые дают потенциальному потребителю услуги хоть какую­то гарантию ее качественности.

Об общей тенденции свидетельствуют и наблюдения Агентства городского развития, где череповчане проходят обучение основам предпринимательства и куда подают заявки на получение грантов для открытия своего дела. По словам директора АГР Оксаны АНДРЕЕВОЙ, интересы их клиентов сосредоточены большей частью на сфере услуг, и в основном бытовых. Направлений, которых можно назвать новыми, только два: ЖКХ и фермерское хозяйство.

— Действительно, открытие радикально нового вида бизнеса — крайне редкое явление, — говорит зам. мэра по стратегическому развитию Сергей АНАНЕНКО. — Вот, к примеру, в среду на комиссии в Центре занятости населения мы рассмотрели бизнес­проекты пяти безработных горожан, которые хотят начать свое дело и претендуют на субсидию. Все пять планируют бизнес на давно существующих рынках со сложившейся серьезной конкуренцией: производство мебели, рекламные услуги, сервисное обслуживание организаций, разные виды строительных работ. Причем четыре человека из пяти и раньше работали в организациях, занимающихся тем же видом бизнеса. Люди стремятся работать в тех отраслях, в которых они являются специалистами, и, конечно, ставить им в вину это нельзя. Новое дело — это всегда риск. Будет ли новая услуга пользоваться спросом? И воспримет ли вообще народ эту услугу?

Когда я училась в вузе, преподаватель языкознания на первом же занятии обрадовал курс: мол, студенту, который придумает новое слово, обозначив им какое­то понятие или явление, которое еще не имеет названия, поставлю экзамен «автоматом». Вроде того, как Достоевский ввел в русский язык глагол «стушеваться». Целый год мы упражнялись в словообразовании, но «автомат» не заработал никто. Придумать какую­то абсолютно новую услугу, которая могла бы быть востребована у потребителей, наверно, так же сложно. Но есть люди, у которых на это талант. Предприниматель Ярослав КОВАЛЕНКО, который «откопал» новую нишу для бизнеса, в частной беседе набросал мне сразу несколько идей (писать о них в газете, конечно, он запретил, потому что намерен кое­что из задуманного реализовать).

— А как рождаются бизнес­идеи? — спрашиваю у него.

— Ну, наверно, как у поэтов — стихи, — смеется Коваленко. — Но конечно, дело не только и не столько в «наитии». Если какую­то идею навеяло — то навеяло не на пустом месте. Допустим, всплывает в процессе работы какая­то проблема — ты ее анализируешь, ищешь пути решения и обнаруживаешь нестандартный путь, на котором можно заработать и дать людям новую услугу, в которой они нуждаются.

Именно таким образом у предпринимателя в прошлом году родилась идея, которая сейчас, во время кризиса, получила большой спрос.

— Я по образованию инженер­строитель, почти 20 лет работаю в строительной сфере. Знаю, что у строителей часто возникают проблемы из­за нехватки строительных инструментов. Некоторые виды стройинструментов очень дорогие, необходимость же в них возникает редко, поэтому тратиться на них незачем. Даже у крупных строительных организаций нет в наличии всего ассортимента инструментов, из­за чего, случается, они вынуждены отказываться от каких­то заказов. К примеру, в прошлом году в школах обновлялись спортзалы, требовалось отремонтировать паркет. Для этого нужна паркетно­шлифовальная машина. Она стоит примерно 100 тысяч рублей, тогда как вся стоимость работ — лишь 10 — 15 тысяч рублей. Стоит ли покупать этот инструмент? Ведь бог знает, когда он еще потребуется. Или другая ситуация. Затеял человек в квартире ремонт. Чтобы установить новую кухню, ему потребовалось просверлить в стене десять дырок. Нужен перфоратор. Думаю, мало кому захочется покупать дорогой инструмент (а хороший перфоратор стоит, как минимум, 5000 рублей). Гораздо выгодней взять его в аренду. Так и возникла идея сдавать стройинструменты в аренду за определенные проценты от их стоимости. А спустя полгода возникла другая проблема: инструменты начали ломаться по причине износа или механических повреждений. И я открыл еще один вид бизнеса — ремонт строительных инструментов. Опять же у человека есть выбор: или починить свой перфоратор, или взять в аренду новый. Конечно, этот бизнес не из простых. Во­первых, раскрутка бизнеса требует больших вложений. Во­вторых, много бюрократических барьеров. И я с ними столкнулся. Приведу пример: я разместил на машине рекламу своего бизнеса — сначала мне претензии предъявил комитет по управлению имуществом, а потом и антимонопольная служба оштрафовала на полмиллиона рублей. Но где легко?

Татьяна Тихонова
№141(22551)
06.08.2009

Источник: Газета «Речь»