Узда для цен на лекарства
Правительство страны и генеральная прокуратура, повидимому, всерьез озаботились вопросом дороговизны лекарственных препаратов. На днях принято давно ожидаемое постановление, которое призвано усовершенствовать механизмы госрегулирования цен на жизненно необходимые лекарства. Прокурорам регионов поручено изучить деятельность аптечных сетей и поставщиков лекарственных средств на предмет возможного завышения цен. Областная прокуратура уже «взяла под козырек»: в понедельник она собирает на совещание представителей всех заинтересованных в решении этого вопроса ведомств.
За первые шесть месяцев года в России на 18,3 % выросли цены на лекарства — значительно больше, чем на другие товары и услуги. При этом цена одного и того же препарата в разных регионах может различаться в дватри раза. Эти факты не ускользнули от внимания правительства, которое в четверг приняло постановление «О совершенствовании госрегулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». Реализация этого документа грозит торговцам и поставщикам, завышающим цены на медикаменты, серьезными проблемами — вплоть до лишения лицензии.
Основная суть новшеств, которые вводятся постановлением в процесс регулирования цен на лекарства, заключается в установлении границ их роста. Производители медикаментов до весны следующего года должны ввести предельные отпускные цены на всю продукцию, которая входит в перечень жизненно необходимых лекарств. И при следующих пересмотрах цен им придется доказывать, почему это необходимо. Если аргументы окажутся неубедительными, им простонапросто откажут в регистрации. Авторы постановления обещают, что федеральные органы власти получат действенные инструменты регулирования порядка ценообразования. Торговые надбавки будут попрежнему устанавливать субъекты РФ, но делать это они будут по единой методике, утвержденной Федеральной службой по тарифам. В конечном итоге ожидается, что внедрение нового механизма поспособствует исключению лишних посредников из цепочки поставок медикаментов в аптеки, а значит, и снижению цен.
На данный момент процедура регистрации цены на медицинские препараты носит заявительный, добровольный характер. Хочет производитель из какихто соображений (например, для того, чтобы изготовленный им препарат был доступен для населения и активно «двигался» по розничной сети) обозначить отпускную цену — делает заявку и регистрирует. Но по словам представителей аптечных сетей, из всего списка жизненно важных медикаментов эту процедуру проходят лишь около 10 % препаратов.
Участие органов власти в регулировании ценообразования на лекарственные препараты, если говорить в общих чертах, сейчас выглядит следующим образом. Функции контроля за ценообразованием возложены на несколько федеральных и региональных ведомств — с разной степенью ограничений. В этом году злоупотребления, происходящие на фармацевтическом рынке, заставили активизироваться антимонопольщиков. Они начали осуществлять мониторинг цен на лекарства и под особый контроль взяли организацию государственных закупок в рамках программы по льготному лекарственному обеспечению. Данные анализа, проведенного Федеральной антимонопольной службой совместно с Минэкономразвития, показывают, что цены закупок, которые производятся для государственных и муниципальных нужд, оказываются существенно выше розничных, несмотря на проведение конкурсных процедур по выбору поставщиков и гораздо большие объемы закупок.
— У нас запланирована проверка департамента здравоохранения на предмет того, как они организуют госзакупки. Будут результаты — будем делать выводы, — говорит Вячеслав Хлевчук, зам. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области. — Что касается мониторинга цен, мы наделены полномочиями вести надзор только за теми аптечными сетями, которые занимают доминирующее положение на рынке торговли теми или иными видами лекарственных препаратов, то есть они должны держать в своих руках более 50 % этой продукции. В больших городах аптеки не подпадают под нашу компетенцию. А в районах, где на всю деревню одна аптека, мы отслеживаем ситуацию. Нарушений антимонопольного законодательства там нет.
За соблюдением порядка ценообразования следят два областных департамента — финансов и здравоохранения. По большому счету, механизм контроля сводится к одному способу — следить за тем, чтобы аптечные сети и оптовики не завышали цену сверх установленного уровня. Каждый субъект Федерации вправе устанавливать свой предельный уровень торговой наценки. В нашей области надбавка не должна превышать 50 % от цены, которую установил заводпроизводитель. Но аптеки нарушают установленный регламент, и нарушают часто — судя по количеству фиксируемых департаментом финансов фактов завышения цены.
— Мне несколько раз доводилось вести заседания административной комиссии, — рассказывает зам. начальника департамента финансов области Александр Головин, — и фигурантами большинства из рассматриваемых дел были фармацевты. Наш отдел цен регулярно на протяжении многих лет проверяет аптеки и фиксирует факты превышения предельного уровня наценки. Штрафы за эти нарушения на директоров аптечных сетей налагаются серьезные — около 50 тысяч рублей. Они свои действия обычно объясняют просто — невнимательностью.
В этом году, после того как по всей стране, и в Череповце в частности, резко подорожали лекарства, городское управление здравоохранения совместно с муниципальным предприятием «Фармация» начало регулярно проводить мониторинг цен. С аптек собираются данные по определенному перечню позиций, включая цены производителей, поставщиков и размер аптечной наценки, и отправляются в высшие ведомственные инстанции.
— Не знаю, по этой ли причине, но цены на лекарства по сравнению с концом прошлого и началом этого года чуть снизились, — отмечает Ольга Иванова, специалист по лекарственному обеспечению управления здравоохранения.
Однако все вышеперечисленные меры не дают желаемого эффекта, о чем свидетельствуют данные анализа, полученные антимонопольщиками. Вологодская область стоит на втором месте в списке регионов страны с самым высоким уровнем торговой наценки на медикаменты.
— На территории нашей области средняя торговая надбавка установилась в размере 45 %, — отмечает Вячеслав Хлевчук. — Выше только в Карелии — там чуть больше 45 %. А в СанктПетербурге и Ленинградской области, например, наценка держится на уровне 20 — 25 %.
Может быть, внедрение новшеств в механизм регулирования фармацевтического рынка, о которых говорит правительство, изменит ситуацию, и мы сможем лечиться за разумные деньги. Только вот в это верят не все — особенно представители аптечных сетей.
— Если на все жизненно важные медикаменты будут установлены предельные отпускные цены и торговые наценки, то не возникнут ли проблемы с их доступностью? Выгодно ли будет оптовым структурам заниматься поставками этой продукции, особенно импортной? — задают вопросы представители крупной аптечной сети города. — Чтобы снизить свои издержки на налоги, оптовики на таможне специально занижают цены. Когда цены будут регистрироваться, они лишатся такой возможности. Мы с заводамиизготовителями напрямую не сотрудничаем, а если дистрибьюторы перестанут закупать такие группы товаров, то есть риск, что какието медикаменты вообще исчезнут с розничного рынка. Мы склонны видеть решение проблемы высоких наценок другим — путем налоговых послаблений, предоставления скидок на арендную плату или какихто иных льгот.
Татьяна Тихонова
№138(22548)
03.07.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →