Как череповчанин стал фермером
Вислобрюхие свиньи и фазаны появились в Устюженском районе благодаря потерявшему работу горожанину
Десять бизнеспроектов защищено на последнем заседании Межведомственной комиссии по поддержке малого и среднего бизнеса, прошедшем в минувшую среду. Под развитие каждого будет выделено годовое пособие по безработице в размере 73500 рублей — федеральные деньги. С начала года в рамках программы «Самозанятость» 40 горожан из числа безработных заявили о готовности открыть свое дело, и их бизнеспланы были одобрены. В числе таких череповчан был и Игорь Успенский. Сегодня он — начинающий фермер.
— Ну и зачем вам ко мне ехать? — пытался воззвать к нашей логике Игорь Борисович, когда ему позвонили из редакции и предложили встретиться. — У меня и смотретьто еще не на что, толькотолько поросят завез да фазанчики вылупились, все маленькие еще!
На самом деле хозяйство Игоря Успенского, начинающего фермера, очень любопытно: человек, уволенный по сокращению, не побоялся начать с нуля собственное дело. То ли благодаря смелости хозяина, то ли благодаря его уму и расчетливости, но дела идут на лад: поросята и фазаны еще не выросли, а договоренности о сбыте есть уже сейчас — в качественном диетическом мясе область нуждается.
Идею о своем хозяйстве Игорь Борисович лелеял давно, но не мог решиться бросить городскую жизнь:
— Вроде и домик этот купили прошлым летом — то есть какоето начало уже положили, но серьезно я этим занялся, когда меня сократили на работе — это случилось в декабре прошлого года.
Так и превратился Игорь Успенский из работника ОАО «Северстальметиз» и городского жителя в начинающего фермера. В чем ему, кстати, немало помогли курсы фермерского хозяйства, организованные при Агентстве городского развития.
Землю и дом семья Успенских приобрела далеко от города — в деревне Давыдовское Устюженского района. Деревня маленькая, в одну улицу; кроме Игоря Борисовича, там постоянно проживает только один человек, бывший районный чиновник.
Несмотря на отдаленность района, в котором находится будущая ферма, домик обошелся Успенскому довольно дорого — в 70 тысяч рублей. Немаленькие затраты потребовались и на покупку живности: для своего бизнеса Игорь Борисович выбрал уникальную породу свиней — вьетнамские вислобрюхие поросята, которые недавно «приехали» из СанктПетербурга и Чагоды, питаются только травой и листьями.
— Это очень экономичная порода, — рассказывает фермер, глядя на поросят, которые сейчас живут в небольшом загончике: полутора квадратных метров им пока хватает. — Вопервых, не нужно тратиться на специальные комбикорма, которые обходятся довольно дорого. Вовторых, содержание таких свиней не требует соблюдения температурного режима — зимой подросшие свиньи покроются мехом, подобно их диким собратьям. К тому же мясо у «вьетнамцев» диетическое — при растительном питании взрослая свинья дает около 65 кг нежирного мяса.
Доставать из загончика поросят Игорь Борисович не стал — говорит, дикие еще. Завидев хозяина, поросята — четверо черных самок и один рыжий хряк — подняли пятачки вверх: думали, покормят.
— Я их сейчас еще балую, сухарика иногда принесу — очень уж хлеб любят. Но это я так, чтобы привыкли к хозяину, а потом — никаких поблажек, — улыбается Успенский. — Надо, чтоб поросята хотя бы немного ручные были, а то у меня один уже убегал: забор снес, сетку своротил — еле поймали!
Редкие свиньи обошлись фермеру несколько дороже, чем обычные: один вьетнамский поросенок стоит около 5000 рублей, в то время как обычный обходится в 3 — 3,5 тысячи. Готовая свинина будет уходить примерно по 100 рублей за килограмм, и на сегодня у Игоря Борисовича уже есть договоренность о поставках с Новгородской областью.
Пока поросята не выросли, надо успеть соорудить для них загон — этим сейчас и занимается фермер, причем делает все сам:
— Это не так уж сложно, рядом находится пилорама — оттуда и недорогая доска для строительства, и дрова на зиму.
«Доска для строительства» уже сложена напротив дома — приготовления идут полным ходом. Первую серьезную прибыль от свиней Игорь Борисович надеется получить уже в 2010 году, а в 2011м ферма должна занять уверенное положение на рынке сбыта.
Второе направление фермерской деятельности Игоря Борисовича — фазаны, которые сейчас сидят в небольших вольерах, причем самые слабенькие — под инфракрасной лампой.
— Фазан — птица капризная, ей условия нужны. Да и не плодовита: в отличие от домашней птицы фазан токует один раз в год. Но мясо у них уникально — те, кто пробовал боровую дичь, поймут, о чем я говорю.
Череповецкие рестораны готовы приобретать мясо фазанов уже хоть сейчас, если у фермера будет приемлемая цена — сегодня в Череповце фазанины не сыскать. Но разведение этой птицы — дело сложное и кропотливое: вопервых, необходим инкубатор, куда помещаются яйца (по словам Успенского, фазаны — очень плохие наседки), а он стоит недешево — 9 тысяч рублей. К тому же птенцы вылупляются далеко не из всех яиц: из купленных в Подмосковье 100 яиц вылупилось 60 фазанят, а выжили только 45. К тому же для взрослых особей необходимо строить вольеры (на 1 м2 — не больше двухтрех фазанов), покрывать которые надо специальной мягкой сеткой — чтобы фазан, имеющий привычку взлетать вертикально вверх, не поранил голову.
— Мясо фазана дорогое, около 350 рублей за килограмм, но много сложностей. Насколько успешно пойдут дела с фазанами, я пока не знаю, но даже если спрос будет небольшим — все равно оставлю, для души, — добавляет Игорь Борисович.
В целом на препоны со стороны сельской администрации или на финансовые затраты Игорь Успенский не жалуется. Местная власть во всем идет фермеру навстречу. Аренда земли, которая в дальнейшем пригодится для загонов и вольеров, обходится дешево — примерно 200 рублей в год за 55 соток. Зарегистрировать фермерское хозяйство тоже оказалось просто — по словам Игоря Борисовича, ему пришлось заплатить только взнос в размере 400 рублей. Затраты на оборудование и животных частично возместил череповецкий Центр занятости населения: в городе рассмотрели бизнесплан, составленный Успенским, одобрили и выдали ему годовое пособие по безработице: 73,5 тысячи рублей.
— Конечно, эта сумма стала большим подспорьем, — рассказывает фермер. — Только деньги дают не сразу. Сначала нужно потратить свои средства: реальные деньги из ЦЗН предприниматель получает только тогда, когда спустя месяц после одобрения бизнесплана предоставляет в Центр занятости чеки на общую сумму годового пособия.
Когда Игорь Борисович подавал заявку в ЦЗН, он справился о судьбе своих «однокурсников»: в АГР вместе с ним курсы фермерского хозяйства проходили 12 человек.
— Говорят, что пока ни один не обращался. Оно и понятно — я, например, планировал этим заняться уже давно, узнавал, наводил справки, дом вот купил — требовался только маленький толчок. Да и опыт работы на земле коекакой есть. А ребята на курсах были молодые, для них это все пока очень сложно.
Теперь Игорь Борисович готовится переделывать бизнесплан для того, чтобы подать заявку на областной грант в размере 300 тысяч рублей, — как сказали в АГР, доработка необходима.
— Конечно, я совсем не уверен в том, что грант мне достанется, но попробоватьто стоит! — считает Успенский.
У домика фермера небольшой огород, на котором есть почти все — от капусты и гороха до кукурузы. «Не вызреет же!» — удивляемся мы. «А не вызреет — есть кому скормить!» — парирует Игорь Борисович. Кстати, огородик обитаем: в небольшой клетке живут шесть кроликов, а в маленьком птичнике — петух и курицы.
— Вообщето, я ни кроликов, ни кур разводить не собираюсь, — объясняет Успенский. — Это все благодаря родственникам: как узнали, что я хозяйство завожу, так и начали зверье дарить. Ну что ж теперь с ними делать, пусть живут. Те же куры — хоть яйца свои будут! А не будут нестись, так в суп пойдут…
По городской жизни Игорь Борисович не тоскует: за полгода, проведенные в деревне, привык к чистому воздуху, тишине и покою. Жить в купленном доме можно уже сейчас: есть печка, вода в колодце, электричество, телевизор. В дальнейшем фермер планирует улучшить жилищные условия: провести воду, сделать нормальное отопление, установить спутниковую тарелку. Сейчас Успенскому «ассистирует» сестрапенсионерка, на каникулы приехала внучка.
— Вот все жду, когда жену сократят, чтобы она ко мне сюда переехала, — шутит фермер.
По его словам, с удовольствием приезжают и дети: на рыбалку, по грибы и по ягоды. Правда, до ближайшей речки, в которой можно купаться, далековато — около восьми километров, но у семьи есть машины, поэтому никаких проблем не возникает. А сельская жизнь обходится недорого: молоко в соседней деревушке, продукты — на огороде да в автолавке, которая сама приезжает к дому, электричество стоит копейки.
Создавать огромную ферму Успенский не планирует: желаемый объем дохода — чтоб для себя и для семьи хватало. Тем не менее есть планы и на развитие — не только качественное, но и количественное: например, в дальнейшем Игорь Борисович хочет разводить еще и овец, на мясо и на шерсть.
— Порода называется романовской. Я думаю, что баранина будет пользоваться спросом: посмотрите на наши прилавки, у нас она только привозная, а тут своя будет — и полезнее, и качественнее. На шерсть тоже легко найти покупателя; правда, много прибыли она не принесет.
Елена Срапян
№138(22548)
03.07.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →