31 июля 2009 года. 15:13

Миссия выполнима

Пастырская поездка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину всколыхнула и народ, и истеблишмент
В минувший понедельник Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые с момента избрания на этот пост отправился с пастырским визитом на Украину. Для Русской православной церкви эта страна не только «историческая родина» и важнейшая из епархий, но и главная головная боль. Ведь из­за раскола украинского православия более четырех тысяч приходов находятся вне общения с Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП имеет 12 тысяч приходов). Мало того, президент Украины Виктор Ющенко неустанно педалирует вопрос создания своей поместной православной церкви, не имеющей отношения к Москве.

Хорошо известно, что русское православие, как таковое, началось именно на территории современной Украины — сначала князь Владимир принял крещение в Херсонесе (Крым), а затем Киев стал духовной столицей новой христианской державы. Кроме того, Украина — это вторая после России страна по численности приходов РПЦ. Поэтому ее важность для патриарха Кирилла и всей церкви исключительно велика. Однако и проблем, с которыми сталкивается РПЦ на Украине, немало. Первая и главная — раскольническое движение. Так называемый Киевский патриархат, возглавляемый Михаилом Денисенко — самопровозглашенным «патриархом Филаретом», а также Украинская автокефальная православная церковь не оставляют попыток избавиться от влияния Москвы и создать полноценную поместную церковь — с собственным патриархом. Основание для своих планов раскольники выдвигают политическое: раз Украина — государство самостоятельное, то и церковь у нее должна быть отдельная. Появление новой, признанной в православном мире поместной церкви воспринимается ими как окончательное оформление независимости страны — дескать, без своей церкви и «незалежность» от «москалей» не полная. Отсюда и конфликт: одни граждане Украины поддерживают признанную Украинскую церковь, не имея ничего против того, что в ее официальном названии присутствует упоминание о связи с Московским патриархатом. Другие же — настроенные националистически — не желают иметь с Москвой вообще ничего общего. И хотя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не устает повторять, что его поездка никак не связана с политикой, каждый его шаг, каждое слово на Украине воспринимается именно в политическом, а не в богословском контексте.

Еще до прилета патриарха Кирилла в Киев раскольники выступили с заявлением, в котором обвинили его в намерении присоединить Украину к России. «Он едет к нам пропагандировать возвращение к тому единству под властью Кремля, от которого, с благословения Божьего и по воле народа, Украина избавилась в 1991 году», — сказано в совместном заявлении филаретовцев, автокефальщиков и греко­католиков. Кое­кто на Украине и правда верит в то, что Кирилл — это «поп­колонизатор», «орудие Кремля», эдакий «волк в овечьей шкуре», который едет к ним для того, чтобы внушить наивной пастве крамольную мысль, будто бы от независимости ей ни богаче, ни счастливее не зажилось. И в первый день пребывания патриарха в Киеве бойцам спецподразделения «Беркут» приходилось отделять паству, прибывшую поприветствовать первоиерарха своей церкви, от протестующих националистов. С утра понедельника Киево­Печерскую лавру пикетировали активисты Конгресса украинских националистов и Украинской народной партии. Впрочем, и Кирилл, и его окружение спокойно отнеслись к подобным инцидентам. Протоиерей Всеволод Чаплин, осуществляющий информационное обслуживание визита, заявил, что РПЦ готова с пониманием отнестись даже к этим «оказавшимся в явном меньшинстве» гражданам. «Мы простираем свое послание дружбы ко всем, в том числе к тем, кто сегодня кричит: «Геть москальского попа!» — подчеркнул глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.

Во вторник православные отмечали большой праздник — День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. У прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата большая праздничная служба прошла на площади Успен­ского собора — главной церкви Киево­Печерской лавры. Патриарх Кирилл служил литургию под открытым небом, потому что вряд ли существует такой православный храм, который смог бы вместить всех собравшихся верующих. В службе приняло участие около 70 иереев: 60 украинских и 10 российских. Собралось более 20 тысяч человек. В лавре патриарх Кирилл обращался к верующим со словами проповеди, в которой еще раз напоминал о заслугах князя Владимира перед общей паствой: «Здесь мы находим пример мудрости и чистоты монашеского жития. Здесь Нестор­летописец положил начало русскому национальному самосознанию, когда писал о том, «откуда есть пошла русская земля». Здесь продолжает утверждаться православие как единственный духовный и спасительный фундамент нашей жизни. Именно здесь мы ощущаем, что означает един­ство православной церкви…»

По словам патриарха, един­ство православных русских и украинцев «не политическое и не имперское, но это единство во Христе, которое Господь создал для нас и образовал не только словом, но кровью Своей». Патриарх посочувствовал верующим Украины, разделенным расколом. «Стремление к братскому единению не исчезло, — обращался патриарх к своей пастве. — В этом можно убедиться, взглянув на всех вас. Однако есть в празднике и печальные оттенки. Не все наши братья находятся с нами. Иные пребывают вне единства православной церкви. Но тихий голос правды сильнее злобы!»

После молебна на открытом воздухе патриарх Московский прибыл в Киево­Печерскую лавру, где впервые в истории состоялось заседание Священного синода. Сам факт того, что это произошло на украинской земле, вызвал куда больше интереса, чем то, о чем говорили иерархи. Одни украинцы возмущались тем, что «россияне ведут себя как дома, пускай едут в свою Московию заседать», другие — приветствовали проведение заседания Синода в Киеве, видя в этом знак уважения и внимания к украинским верующим. Но главной и самой неожиданной новостью было то, что иерархи не стали обсуждать на заседании Синода проблемы раскола православия на Украине. По мнению доцента Центра сравнительного изучения религии Российского государственного гуманитарного университета Бориса Фаликова, в ходе своего визита Кирилл намеренно не форсирует события, чтобы сохранить статус­кво УПЦ МП. «По сути, эта церковь обладает всеми признаками автокефальности. Москва, которой она формально подчиняется, только фиксирует какие­то ее решения, особенно не вмешиваясь в ее дела. Думаю, Кирилл предпочтет подождать, пока 80­летний Филарет отойдет от дел, — говорит эксперт. — Он преследует долгосрочные цели и вряд ли станет вредить украинскому православию, высказывая какие­то скоропалительные политиче­ские тезисы».

Украинские власти и политики просто не могли проигнорировать визит патриарха Кирилла накануне выборов. Президент Ющенко встретил Кирилла у дверей знаменитого Дома с химерами, обнял и расцеловал его.

В ходе протокольного мероприятия Кирилл прямо сказал украинскому президенту, что «в Украине» уже есть поместная церковь — Русская православная, что «если бы ее не было — не было бы сегодня Украины». Чтобы устранить все двусмысленности, Кирилл добавил: «Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации, в городе Москве, но это Патриарх Московский и всея Руси. Если мы не будем проецировать на нашу церковную жизнь наши политические предпочтения, то мы освободим нашу дискуссию от того фона, который сегодня так отягощает размышления о будущем православия в Украине». «Очень важно понимать, что Русская православная церковь — это не церковь Российской Федерации, — разъяснил позицию РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. — Наименование церкви относится не к этнониму «русский» или «великоросс», а к понятию «Русь», определяющему духовную общность людей, чувствующих свое единство в рамках традиций Святой Руси, которая родилась здесь, в Киеве. Разумеется, украинские верующие должны быть патриотами своей страны — Украины, но при этом православные не могут не ощущать свою общность с единоверцами в России, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Греции, Сербии и других православных странах».

Не остались в стороне от пастырской поездки Кирилла и другие претенденты на президентский пост Украины. Так, глава Партии регионов Виктор Янукович, сопровождавший патриарха в Киеве повсюду, заявил, что визит Кирилла только поможет объединить украинский народ. Премьер­министр Юлия Тимошенко после встречи с Кириллом решила занять нейтральную позицию: в своем выступлении она не давала оценок визиту московского патриарха, но заявила, что на ее родине рано или поздно по­явится единая церковь. Правда, под чьей юрисдикцией, глава кабинета министров предпочла не уточнять в надежде на то, что таким образом ей удастся сохранить большую часть православного электората.

Патриарх Кирилл хорошо знает Украину и проникается ее проблемами. Его программа в отношении Украины базируется на тех же основах, что и программа общецерковная: на открытости, диалоге и един­стве. И здесь как никогда важна способность к миссионерской деятельности патриарха Кирилла, который еще при патриархе Алексии стал известен всем россиянам по своим еженедельным телевизионным проповедям. Результаты этой деятельности у всех на виду: в мае Кирилл не просто выдвинул на Всемирном русском народном соборе молодежную доктрину РПЦ, но и обсудил ее со студентами, после чего совершил совсем уж беспрецедентный для российского православия шаг: благословил всероссийское объединение байкеров «Ночные волки» на патриотический мотопробег в Севастополь (Владимир Путин пришел к байкерам уже после патриарха). В июне Кирилл успешно продавил в админист­рации президента РФ сложнейшее решение о преподавании в школе основ религии. А в июле начал десятидневную пастырскую поездку по Украине, которая может сделать для общности наших народов больше, чем все российские и украинские политики вместе взятые.

Сергей Бегляк
№137(22547)
31.07.2009

Источник: Газета «Речь»